«Поднять паруса, полный вперед!» Или как это звучит у настоящих морских волков?.. Ну а наши сегодняшние гости, ELAC Vela BS 404, не только визуально напоминают паруса, но именно так и называются («vela» в переводе с латинского — «парус»). Это классические пассивные колонки, а не столь модные сегодня беспроводные или просто активные. BS 404 — одна из последних новинок в линейке традиционных АС производителя из Киля, крупные полочники серии Vela, предложенной компанией в 2018 году. Они заняли позицию между меньшими по размеру аналогами и тремя напольными моделями. Прежде чем помещать их на стойки под акустику и подсоединять к находящемуся «под парами» усилителю, давайте поближе познакомимся с ELAC Vela BS 404.
А здесь все радует глаз. На мой взгляд, ELAC Vela BS 404 в белой отделке – одни из самых привлекательных АС в своем классе: вместо просто прямоугольного корпуса они щеголяют скругленными ребрами, трапециевидным сечением и особым «вырезом» в плите основания. Все это создает впечатляющий внешний вид, который подчеркивается высококачественным лаковым покрытием и алюминиевой пластиной, завершающей в верхней части конструкцию из MDF.
Трапециевидный корпус ELAC Vela BS 404 отделан алюминиевой верхней панелью
Элементы конструкции – отнюдь не самоцель, они отвечают принципу «форма следует за функцией». Выемка в нижней части корпуса, эффектно смотрящаяся в боковой проекции, позволяет порту фазоинвертора ELAC Vela BS 404 излучать низкочастотные волны вниз, а трапециевидная форма корпуса способствует повышению его жесткости (что противоречит распространенному мнению, будто это помогает «избегать возникновения стоячих волн», что в большей степени актуально для напольных АС).
Разумеется, двухслойная металлическая верхняя панель также обеспечивает повышение устойчивости. Внутренняя алюминиевая пластина, привинченная к корпусу, помимо прочего, служит опорой для кроссовера, а вторая, опирающаяся на нее, покрыта специальной отделкой в черном цвете. По словам главного разработчика ELAC Рольфа Янке, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что скруглены не только ребра корпуса колонки, но и ее слегка выпуклая передняя панель. Лишь при такой конфигурации можно свести до минимума возникновение вторичных источников звука – дифракционного эффекта.
Характерной, навевающей ассоциацию с парусом, особенностью ELAC Vela BS 404 при виде сбоку представляется выемка в основании корпуса; в нее выходит порт фазоинвертора
Я спрашиваю Янке – и немного забегаю вперед, описывая характер звучания BS 404 – как можно заставить такие компактные колонки (41 x 28 x 33 см, объем 12 л) играть настолько ровно, при этом экспрессивно и динамично, захватывающе и басовито? В конечном счете, все решает конструкция в целом, а не ее отдельные элементы, считает разработчик. Здесь сыграли свою роль многие продуманные в компании ELAC за десятилетия частные решения, такие как оптимизация расположения комплектующих, размеры и настройка фазоинверторов, электромагнитные приводы динамиков или такие трюки, как полностью зеркальная прокладка внутренних проводов. Не последний по важности и тот факт, что Рольф Янке трудится в ELAC уже более 30 лет, что обуславливает соответствующую преемственность в процессе разработки.
Мембрана JET-твитера, которым оснащены ELAC Vela BS 404, весит всего 0,27 г, присоединенная масса существенно меньше
Кстати, о процессе разработки: знаменитый JET-твитер ELAC представлен уже в пятом поколении. Последний этап эволюции характеризуется, в частности, конвергенцией технических достижений, которые были присущи предыдущим версиям скорее как «изолированные преимущества». Минимально возможные искажения, более низкая граничная частота рабочего диапазона и высокая чувствительность (92,5 дБ) теперь дополняют друг друга. Последняя позволяет избегать больших токов и «прогорания» динамиков при высоких нагрузках. Соответственно, по словам Рольфа Янке, клиенты практически не заявляют об отказах, а если они и случаются, то почти всегда причиной этому какой-нибудь кустарно изготовленный или доработанный усилитель мощности. Кстати, мембрана Air Motion Transformer (AMT), на базе которой в техническом плане построен JET-твитер в ELAC Vela BS 404, весит всего 0,27 г, присоединенная масса значительно меньше (< 50%), а площадь поверхности примерно в шесть раз больше, чем у стандартного дюймового купольного ВЧ-излучателя.
«Кристаллический» диффузор СЧ/НЧ–динамика ELAC Vela BS 404 представляет собой многослойную конструкцию
Известно, что JET-твитер изготавливается вручную в Киле, а 18-сантиметровый СЧ/НЧ-динамик в Юго-Восточной Азии. Правда, под конкретные технические требования: конус, к которому приклеена вогнутая мембрана с характерным граненым («кристаллическим» на маркетинговом языке) тиснением – это фирменная разработка ELAC, результат десятилетий исследований. Внешняя часть многослойного диффузора выполнена из алюминия, на нее с обратной стороны нанесена демпфирующая подложка из целлюлозного волокна. По мнению специалистов компании, высокая однородность амплитудно-частотной характеристики, отсутствие неприятных пиков и провалов в ней, с последствиями которых приходится бороться путем поворотов АС при установке, и плавный спад в верхней части диапазона относятся к достоинствам динамика, поскольку все это позволяет снизить требования к кроссоверу, тем самым обеспечивая высокое качество звучания.
Наконец, не последнюю роль в сохранении музыкального сигнала должны сыграть высококачественные пленочные конденсаторы (MKP) и катушки с воздушным сердечником в кроссовере, которые в сочетании с электромеханическими свойствами динамиков обеспечивают крутизну спада второго порядка в районе 2400 Гц. Итоговая чувствительность составляет 87 дБ при 2,83 В на 1 м, а минимальное сопротивление – 3,2 Ом на частоте 240 Гц, что идентифицирует ELAC Vela BS 404 как четырехомную АС. Чувствительность, таким образом, не вызывает восторга, но для полупроводникового усилителя эти значения не представляют никаких проблем.
Давайте с самого начала расставим точки над i: если вы все еще думаете, что АМТ вообще и JET-твитеры от ELAC в частности способствуют созданию поразительно свежего или даже «серебристого» звучания, то Vela BS 404 (в очередной раз) докажут вам обратное. Я бы даже заявил о слегка тепловатом звуке, который многим слушателям наверняка покажется «приятным на вкус». Хорошо ли это?
Безусловно, так – для тех слушателей, которые после тестов PMC twenty5.21i, Rogers LS3/5a Classic, Neat Acoustics Petite Classic или Bowers & Wilkins 706 S3, возможно, опасались, что некоторая склонность к яркости и свежести звучания, выходящая за рамки строгой нейтральности, теперь просто неотъемлемые свойства высококлассных компактных колонок. Несомненно, в том есть своя прелесть. Например, четкий, энергичный и в то же время не напрягающий характер Petite Classic (при условии высокого качества источника) настолько заворожил меня, что я до сих пор размышляю, не купить ли мне их.
Но в конечном итоге тональный баланс относится к тем аспектам, которые лучше всего записать в категорию «дело вкуса». По моему опыту, большинство слушателей предпочитают более теплое звучание, наделенное, тем не менее, достаточными точностью и прозрачностью. Что и приводит нас к ELAC Vela BS 404 ... Но обо всем по порядку, а сначала – о некоторых совершенно других вещах.
ELAC Vela BS 404 имеют разъемы для двухкабельного подключения с предустановленными перемычками, которые использовались при тестировании в сочетании с акустическими кабелями Kimber Carbon 16
Впечатляет, насколько «по-взрослому» играют наши симпатичные новички. По уровню достоверности и глубины басов эта модель обошла все перечисленные выше колонки и даже упомянутые PMC. И это при том, что я уже был впечатлен и преисполнен похвал в этом плане в отношении английских АС.
В подаче глубоких басовых импульсов в композиции Am I группы Kode 9 (альбом Black Sun), оповещающих о каждой второй четверти такта, Vela по полноте и мощи отстают от моих напольных колонок Sehring 903 – даже волшебники из ELAC могут не всё. Тем не менее, они все же отлично их отрабатывают, чего я совершенно не ожидал от полочников такого размера.
В плане динамики ELAC Vela BS 404 тоже весьма хороши. Отличающиеся точностью и достоверностью звучания PMC могут показаться немного более яркими, что с точки зрения психоакустики, безусловно, связано с их продвинутым твитером и, соответственно, насыщенностью обертонами. Благодаря более весомым и глубоким басам ELAC способны создавать более «массивный» звук, а значит, производить убедительное впечатление энергичности при резких перепадах громкости в музыке. В этом смысле они даже приближаются к напольным колонкам. Кстати, это относится и к стабильности работы, что могло бы подтвердить приспособленность Vela для вечеринок – впрочем, я не знаю, насколько бурно вы веселитесь. Проверку колонок на предмет использования для тусовок вы можете провести сами, посетив какого-нибудь лояльного дилера.
Что касается НЧ, то разработчики ELAC обеспечили Vela BS 404 плавный подъем в этом поддиапазоне. А на противоположном краю АЧХ – столь же неторопливое ее снижение. В целом создается ощущение, что частотная характеристика имеет легкий равномерный наклон – настройку, которая не совсем соответствует строгой доктрине, но, тем не менее, способствует однородности звучания и пригодности для долговременного прослушивания.
При этом прозрачность – слава AMT – не страдает: такие нюансы, как тарелки в переходе перед первым припевом песни White Bird (Woven Hand – Blush Music), переливаются в правом канале с такими же отчетливостью и ясностью, с какими я знаком благодаря своим Sehring 903. Однако в последнем случае эти звуки кажутся еще более воздушными и отточенными за счет более ровного и протяженного по шкале частот воспроизведения ВЧ.
ELAC Vela BS 404 передают все грани многослойного и качественно записанного электрозвука X10 (альбом: Semblance) не хуже, чем другие АС Hi-Fi-класса. То же самое относится и к микродинамике, близкой родственнице детальности: просто восторг, до чего хорошо подаются и прерывисто акцентируются шестнадцатые в синтетическом хай–хэте из композиции Final Program группы Clock DVA (макси–сингл). Или как поразительны – и не скруглены – вихри барабанной щетки в White Bird в правом канале.
Да, детальность и микродинамика у ELAC Vela BS 404 на высоте, но они не выпячиваются на первый план при прослушивании. В этом отношении колонки из Киля демонстрируют недосказанность, которая имеет свои преимущества в зависимости от электроники, акустических свойств помещения, качества записи и вкуса слушателя. Тем не менее, вокал Ники Моно в Godless Race кажется более харизматичным и увлекательным с моими Sehring, а также c Neat или PMC, поскольку ее голос приобретает дополнительные лаконичность и выразительность и, в конечном итоге, больше шарма – Vela здесь выглядят несколько стеснительными, если так можно сказать. Подача голосов и средних частот в целом приятно занижена по тону и располагает более насыщенными тембрами, чем у Neat или PMC, которые звучат немного ярче. Конечно, ELAC Vela BS 404 не уступают им в точности/детальности. Неприятные, сильно выраженные сибилянты, которые нередко подчеркиваются у PMC, у Vela практически отсутствуют.
Что касается музыкальной сцены, мне нравится у ELAC Vela BS 404 точность, с которой они фокусируют голоса строго по ее центру. И как безукоризненно звучание в целом отделено от колонок, даже если оно не слишком сильно простирается в сторону слушателя или по вертикали. Когда я нажимаю кнопку «Моно» на пульте ДУ моего предусилителя Funk MTX, звуковой образ показательно концентрируется посередине, что говорит о высокой идентичности колонок пары.
С точки зрения локализации и пластичности BS 404 демонстрируют такой высокий уровень, которого и следовало ожидать, учитывая концепцию двухполосных компактных АС и их цену. Так что не стоит удивляться: отдельные музыканты предстают чуть менее сфокусированно и четко, чем, например, у PMC или Sehring 903 (более новая версия), истинных мастеров в этом отношении. Тем не менее, эти ELAC создают у слушателя иллюзию достоверно расположенных на гармонично сформированной и реалистично измеряемой сцене исполнителей.
Согревать сердце ценителя и не поражать воображение звукорежиссера – так в одном предложении можно охарактеризовать призвание ELAC Vela BS 404. Детальность и микродинамика – на очень высоком уровне, но из-за тенденции к более теплому или мягкому тональному характеру они не кажутся наиболее важными аспектами звучания. Есть и более склонные к аналитичности колонки, которые, тем не менее, не выявляют больше подробностей, но отличаются большей воздушностью на верхах и сильнее их подчеркивают.
Vela BS 404 свойственны масштабная динамика и мощь баса, по стабильности уровня громкости колонки ELAC также ближе к классу напольных колонок, чем к типичным компактным полочникам для небольших помещений. В моей комнате прослушивания площадью почти 30 кв. м с высотой потолка 3,3 м колонки из Киля держали все под контролем – и это на расстоянии около 0,9 м от задней стены. Для помещений площадью от 20, а лучше менее 25 кв. м можно, конечно, попробовать младшую модель – BS 403.
Одним словом, ELAC Vela BS 404 я смело рекомендую всем слушателям, которые предпочитают ровное, незамысловатое, но точное звучание и которым, несмотря на наличие просторной комнаты прослушивания, нужны достаточно небольшие – и очень грамотно спроектированные – колонки.
Для ELAC Vela BS 404 характерны:
Модель | ELAC Vela BS 404 |
Концепция | двухполосные компактные АС с фазоинвертором и ленточным JET-твитером |
Габариты | 41,2 x 27,6 x 33,2 см (ВхШхГ) |
Вес | 9,7 кг/шт |
Варианты отделки | глянцевые белый, черный и орех |
Номинальное сопротивление | 4 Ом (минимальное: 3,2 Ом на частоте 240 Гц) |
Чувствительность | 87 дБ при 2,83 В на 1 м |