Однако базовый сегмент и Reference – как они могут сочетаться? Мы собираемся разобраться в этом вопросе. Для начала сделаем небольшой экскурс в прошлое. Я узнал о серии Debut много лет назад в Берлине. Тогда она дебютировала на выставке IFA на стенде Pioneer/Onkyo. Там, поглощенный процессом фотографирования электроники, я через какое-то время обратил внимание и на колонки из Киля. Даже в оживленном зале их звучание не смогло остаться незамеченным. И кого же за это благодарить? Некоего Эндрю Джонса, вице-президента по инженерным вопросам американского отделения компании ELAC, обладающего талантом создавать нечто особенное. Почему я говорю об этом именно так? Потому что Эндрю Джонс – необычная фигура. В свое время он был главным разработчиком в компаниях KEF, Infinity, а затем TAD, поэтому пользуется особой репутацией в аудиоиндустрии, а его творения широко известны – особенно колонки.
Целью серии Debut было изначально заявлено и таковым остается обеспечение высокого качества звучания в базовом сегменте, и, судя по данным продаж, ELAC и Эндрю Джонс преуспели в этом. Усиление акцента на басовый диапазон было призвано способствовать впечатляющей энергичности звука, впрочем, по этому поводу раздавались и критические голоса. Актуальная на сегодняшний день серия Debut 2.0 имеет несколько иной его характер, более сдержанный в нижних регистрах и потому более открытый и прозрачный. Модели Debut 2.0 послужили основой для Debut Reference. Однако это не означает, что речь идет только о косметических изменениях, напротив – можно говорить о создании совершенно новых АС.
Прежде всего, я приятно удивлен тем, с какой тщательностью упакованы эти колонки ELAC: здесь нет и следов базового сегмента. Мне доводилось иметь дело с существенно более дорогими моделями, поставляемыми в гораздо более простых «одежках». На внешней коробке с ELAC Debut Reference DFR52 внутри были видны следы грубого обращения при пересылке почтой, поскольку перед отправкой ко мне на юго-запад страны колонки сначала побывали в редакции в Берлине. Тем не менее, коробка, находившаяся в ней, выглядела практически безупречно. А уже в этой второй обеспечена надежная защита корпуса от царапин и других неприятных воздействий – необходимо извлечь из обволакивающего мягкого флиса три полистироловых кольца, а затем и саму колонку. Сначала я осторожно проверил шелковисто-матовую белую лакированную переднюю панель, а затем и весь корпус с отделкой под светлый дуб. Покрытие аккуратно обработано даже по углам, и я начинаю привыкать к этим особым ощущениям от данной АС. Предлагается также другая версия с черной передней панелью и виниловой пленкой с рисунком под шпон темного ореха.
Мои межпозвонковые диски довольны: колонки весят 17 кг каждая, что делает их вполне доступными для переноски. Если требуются менее габаритные АС, можно выбрать полочники Debut Reference, а колонка центрального канала, также входящая в серию, необходима для обустройства домашнего кинотеатра. Подходящий сабвуфер пока не анонсирован, но его использование, безусловно, имеет смысл.
Опоры у ELAC Debut Reference DFR52 выполнены из пластика
Все выглядит аккуратно, и даже при критическом рассмотрении на свету не выявляется никаких изъянов или дефектов. Так и должно быть в данном ценовом диапазоне. В конце концов, стоимость пары не так уж и мала. ELAC Debut Reference DFR52 поставляются с крепящимися на магнитах защитными решетками и опорами из пластика, обеспечивающими им устойчивость. Последние благодаря окраске смотрятся как алюминиевые, что только добавляет шика, но цена все же ощущается. Лучше во внешнем виде, чем в звучании, думаю я про себя, и пока они надежно стоят на опорах, я на это не обращаю внимания.
Благодаря узкой 18,5-сантиметровой передней панели при высоте в один метр ELAC Debut Reference DFR52 смотрятся довольно стройными и гармоничными, а также не доминируют в интерьере. Скорее они расставляют приятные акценты. Если вам не по вкусу такой сдержанный вид, можно использовать защитные решетки с серой меланжевой тканью. Мне кажется, я видел такой рисунок на многих диванах с текстильной отделкой.
Если кому-то необходимы технические подробности, обратите внимание на фото, где откровенно выставлены комплектующие этих трехполосных АС. При этом стоит учесть, что компания ELAC наделила колонки серии Debut Reference усовершенствованными, специально адаптированными динамиками. Дюймовый твитер с тканевым куполом существенно модернизированной конструкции прикрыт внешне привлекательной перфорированной металлической решеткой. Он нагружен на новый довольно глубокий волновод. По мнению ELAC, это позволяет уменьшить время групповой задержки, а также добиться более однородных характеристик излучения. Также этот элемент позволяет оптимизировать согласование с СЧ-динамиком, что весьма важно для плавного перехода между частотными поддиапазонами.
Он происходит на довольно низкой частоте в 2,2 кГц, из-за чего удается избегать риска работы этого 130-миллиметрового излучателя на слишком высоких для него частотах. На отметке 90 Гц, тоже довольно низкой, эстафета передается двум одинаковым по размеру вуферам. Необремененные коротковолновым излучением, они способны беспрепятственно работать вплоть до нижней границы АЧХ в 42 Гц, заявленной ELAC. При прослушивании мы проверим, так ли в действительности обстоят дела в басовом диапазоне.
СЧ- и НЧ-динамики ELAC Debut Reference DFR52 имеют идентичную конструкцию
Если СЧ- и НЧ-динамики достать и внимательно рассмотреть, то становится очевидным, что они абсолютно идентичны. Их конусные диффузоры, разработанные с учетом проверенных временем головок Debut 2.0, изготовлены из специального текстиля – так называемого арамидного волокна. Этот материал, как и кевлар, сочетает в себе такие свойства, как малая масса, а также высокие жесткость и показатель демпфирования, и при этом не требует выплаты роялти компании Dupont, имеющей лицензию на производство упомянутого выше аналога. Корзина динамика приобрела выемку на верхнем ободе, были скорректированы состав материала центрирующей шайбы, а также параметры намотки звуковой катушки. Литая корзина из алюминия в сравнении со стальной способствуют лучшей вентиляции центрирующего элемента с тыльной стороны. С повышением стабильности и улучшением теплоотвода увеличивается допустимая электрическая нагрузка на динамик, а также дополнительно снижается возможность его резонансного поведения.
Давайте заглянем внутрь корпуса. Первое, что привлекает внимание, – это вертикальное ребро жесткости с отверстиями большого диаметра, соединяющее две боковые стенки. Начинаясь от мощного днища корпуса, оно стыкуется с нижней панелью отдельной камеры для ВЧ- и СЧ-динамиков в верхней части. Таким образом, помимо снижения уровней резонансов корпуса и, соответственно, излучения им самим звука, на качество критически важного среднечастотного диапазона перестают влиять воздушные потоки, порождаемые НЧ-динамиками. В то же время, благодаря упомянутым выше отверстиям, оба вуфера могут использовать для работы практически полный объем нижней камеры.
Вид на кроссовер ELAC Debut Reference DFR52
Снизу по шкале частот их поддерживают акустические волны, исходящие из двух портов фазоинвертора: выходящего на заднюю панель, а также из щелевого, обращенного вперед, рабочие свойства которого не в последнюю очередь обусловлены массивной конструкцией нижней части корпуса. Предполагается, что такая конфигурация обеспечивает меньше шума потоков воздуха и она менее критична в отношении возбуждения стоячих волн в помещении – даже при размещении АС вплотную к стене. Мне бросилось в глаза скудное демпфирование внутреннего объема, что напомнило такие колонки, как Naim SBL или Mulidine Bagatelle V2, обзор которых я делал много лет назад в журнале Audio. Хотя в них предусмотрены меры сопротивления движению воздуха внутри корпуса, но избытка специальных материалов для этого не наблюдается. И те, и другие могут похвастаться очень подвижным и быстрым звучанием – послушаем, последуют ли их примеру ELAC Debut Reference DFR52.
Внутренняя структура корпусов ELAC Debut Reference DFR52 и DBR62 (Фото: ELAC)
Первое, что нужно сделать, дать этим двум колонкам поиграть, так как без должного прогрева они кажутся слишком энергичными и импульсивными. Спустя несколько дней об этом не может быть и речи, но без учета того факта, что и с самого начала они звучат «по-домашнему». Итак, чтобы остаться на верхнем уровне базового сегмента, я останавливаю свой выбор на Vermentino di Sardegna от Elisabetta Pala (Mora & Memo). И уже это дает первую подсказку: DFR52 радуют своим сбалансированным характером: у них нет ни «переохлажденности», ни излишней густоты.
В НЧ-диапазоне ELAC Debut Reference DFR52 не наблюдается излишнего повышения уровня АЧХ. Значительно менее дорогие, но вполне пригодные для сравнения Teufel Ultima 40 MK 3 гораздо больше ориентированы на басы: если берлинские колонки несколько загромождают весомыми и объемными НЧ комнату прослушивания, то у этих АС из Киля общий тональный характер ненавязчиво нейтральный и более реалистичный, но при этом низы все же достаточно напористые и сильные. В композиции Little Black Numbers Кэтрин Уильямс (Old Low Light) они кажутся более определенными и менее обильными. Это впечатление варьируется в зависимости от используемого усилителя, что в конечном итоге говорит в пользу колонок.
Одним словом, глубина басов и их напор именно таковы, как и можно ожидать от колонок такого размера. Конечно, у Canton A 45, почти равных по высоте, но с вдвое большим объемом корпуса, НЧ в композиции At Night Теда Пура (альбом: You Already Know) заметно глубже и мощнее. Тем не менее, ELAC приятно слушать, тем более что они ничуть не уступают в плане точности/определенности звучания и, безусловно, их легче интегрировать в небольшие комнаты.
Игра саксофона в следующей композиции, Unity, демонстрирует середину, плавно переходящую в басы, и в представлении DFR52 скорее монотонную, чем полнозвучную и темперированную, с явно выраженными прозрачностью, динамической легкостью и хваткостью в звучании.
Вокал тоже скорее строго нейтрален, чем подчеркнуто звонок. Это хорошо слышно в песне Don't Lose Yourself Джейми Сафта (Loneliness Road), которую исполняет Игги Поп. С Canton A45, находящимися на чуть более теплой стороне от нейтрального звучания, голос демонстрирует большую насыщенность, а также плавность и полнотелость – и, тем не менее, очень высокую степень разборчивости. Более реалистичная его подача у ELAC Debut Reference обеспечивает особенно хорошую артикуляцию. Это преимущество не в последнюю очередь важно для прослушивания радиопередач – вам не придется крутить регулятор громкости для лучшего восприятия контента.
Но вернемся к Теду Пуру, ведь его зажигательный альбом You Already Know очень подходит для проверки этого диапазона. С этой целью я использую часто звучащие ударные в треке Push Pull, которые сильно отдаются в барабанных перепонках. С детальностью все в полном порядке – вполне логично, что самые тонкие подробности и нюансы не преподносятся преувеличенно, как в случае с референсными АС Kii Three. В целом, колонки ELAC с легкостью позиционируют себя как более качественные, чем Teufel Ultima 40 Mk3 с их неубедительной детальностью, но не дотягивают до уровня Canton A45. Гораздо важнее их приспособленность для длительного прослушивания: именно в этом отношении ELAC Debut Reference DFR52 вырываются вперед.
ELAC Debut Reference DFR52 поставляются с серыми меланжевыми тканевыми защитными решетками
Звучание ELAC, если можно так сказать, нежно переливается шелковистыми, а не стеклянно-серыми нотками, и оно не сильно меняется при увеличении громкости. Разумеется, не на вечеринке, а в стандартной по размерам гостиной можно слушать музыку на вполне сдержанных, не истеричных ее уровнях, но и на более высоких, искажений, раздражающих барабанные перепонки, не возникает. При этом и тихий звук у ELAC не теряет своей живой игривости и приятной однородности. Этого нельзя сказать, например, о Teufel Ultima 40 MK 3, у которых отмечается определенный минимальный уровень громкости. Следует отметить, что эти Debut Reference некритичны в отношении выбора усилителя. Когда, например, регулятор небольшого NAD 316 BEE устанавливается в положение «девять часов», начинается вечеринка.
Да, динамика у ELAC Debut Reference DFR52 в целом поразительно живая и практически неслыханная для этого ценового диапазона. Благодаря отличной микродинамике и точной передаче перепадов громкости в тонких оттенках фортепианных штрихов в пьесе Джейми Сафта Pinkus звучание инструмента реалистичное и весьма энергичное. Но и в плане масштаба динамики колонки из Киля на высоте, а в композиции Cat Scratch Fever группы Motörhead (Under Cöver) и вовсе вырываются вперед. Как я уже отметил, во многих отношениях они напоминают студийные мониторы, но слушать их, безусловно, интересно и не в последнюю очередь благодаря их отменной динамике. Необычайно подвижная, молниеносная манера звучания поражает, и действительно, эти ELAC кажутся мне немного похожими на потрясающие Mulidine Bagatelle V2 – несмотря на то, что слушал я их очень давно.
Наконец, перейдем к фокусировке и пространственному представлению. ELAC Debut Reference DFR52 создают целостные и четко очерченные образы инструментов. При этом полнотелость, ощущение объемности не потрясают воображение, но вполне приемлемы для данной ценовой категории. Музыкальная сцена начинает формироваться перед линией, соединяющей АС, которые обеспечивают слушателю ее достоверную, но не чрезмерно широкую и глубокую виртуальную конфигурацию. Если вам необходимо получить больше трехмерности и перспективы, придется вложить чуть больше средств или поискать более компактные колонки.
С Debut Reference компания ELAC открывает следующую ступень эволюции в серии Debut. Если вы ищете АС с ненавязчивым тональным характером и воодушевляющей динамикой за достаточно скромную сумму денег, то DFR52 явно то, что вам нужно. Благодаря неброской внешности они хорошо впишутся в любое жилое пространство и расставят интересные акценты за счет защитной решетки твитера. В конце концов, все это заставляет забыть о виниловой отделке корпуса, которая, возможно, не всем придется по душе, но из-за стоимости приходится чем-то жертвовать.
Однако важнее всего то, что звучание ELAC Debut Reference DFR52 весьма интересное, и, если хотите, его характеризуют три аспекта: в области низких и средних частот оно точное, как у студийных мониторов, а их ВЧ способствуют комфортному продолжительному прослушиванию, динамику же следует охарактеризовать как энергичную и заводную. Таким образом, они затрагивают как разум, так и чувства.
ELAC Debut Reference DFR52...
Модель | ELAC Debut Reference DFR52 |
Концепция | трехполосные напольные фазоинверторные АС |
Варианты отделки | белая передняя панель и корпус с покрытием под дуб или черная передняя панель и корпус с покрытием под орех |
Чувствительность | 87 дБ/Вт/ 1 м |
Номинальное сопротивление | 6 Ом |
Габариты | 1030 x 185 x 242 мм (ШхВхГ) |
Вес | 16,7 кг |
Прочее | опоры из пластика и защитные решетки с магнитным креплением входят в комплект поставки |
Однокабельное подключение | да |
Аналоговые источники | |
проигрыватель | Linn LP12, Pro-Ject Perspective Anniversary |
Цифровые источники | |
ЦАП | Mytek Brooklyn DAC+ |
CD-проигрыватель | Sony CDP X-707 ES |
музыкальный сервер | Innuos ZENMini MK3, Roon Nucleus |
стримеры | Auralic Aries Femto, Wattson Audio Emerson Digital |
прочее | Mutec REF10 SE120 и MC-3+USB, Innuos PhoenixNET и PhoenixUSB |
Интегрированный усилитель | Cayin MT-34L |
Предварительный усилитель | Sony TA-E 80 ES |
Фонокорректор | Mytek Brooklyn DAC+ |
Усилители мощности | 2 x Sony TA-N 80 ES (Bi-Amping) |
Колонки | Kii Three, KEF LS 50 Meta |
Наушники | Beyerdynamic DT 1990 PRO, Beyerdynamic T1 (3-е поколение), HiFiMAN Deva PRO |
Усилитель для наушников | Mytek Brooklyn DAC+ |
Мобильный Hi-Fi | Astell&Kern AK 380, Chord Mojo |
Автор: Фриц Швертфегер
Подготовлено по материалам издания "Fairaudio", май 2020 г. www.fairaudio.de