

Третье поколение Debut приносит больше детализации и прозрачности в бюджетную линейку ELAC, хотя при этом теряет часть более тонкого и дружелюбного характерa звучания, присущего их предшественникам.
Представьте, что вы владеете популярным рестораном, и ключом к успеху вашего заведения является фирменный рецепт, который, хоть и не отличается особой сложностью, одинаково радует и обычных гостей, и самых взыскательных гурманов. Проблема лишь в том, что пришло время обновить ваше знаменитое блюдо, чтобы оно соответствовало современным ожиданиям. Это, безусловно, захватывающая возможность выйти за привычные рамки, но вместе с тем — риск «выплеснуть ребёнка вместе с водой».
Именно с таким вызовом столкнулась компания ELAC, создавая третье поколение линейки Debut. Предыдущие Debut B5.2 были исключительно увлекательными бюджетными полочными колонками: пусть они и не принадлежали к верхнему сегменту, эти компактные АС отличались утончённой, продуманной подачей и пять лет подряд получали награду What Hi-Fi?. ELAC анонсировала серьёзные конструктивные изменения в серии Debut 3.0, но сохранился ли прежний, отмеченный наградами «рецепт» в новом поколении?

ELAC Debut 3.0 DB53 — самая доступная модель в линейке третьего поколения, и при этом удивительно хорошо выполненная для своей цены. Конкуренты вроде Wharfedale Diamond 12.1 выглядят несколько изысканнее, но уровень внимания к деталям, который ощущается при первом же знакомстве с этими компактными колонками ELAC, впечатляет. Как и многие модели бренда, Debut 3.0 производят впечатление солидных, добротных АС, внушающих доверие с первых минут.
Тем не менее, DB53 — это не просто обновлённая версия предыдущих полочных Debut B5.2. Спереди Debut 3.0 DB53 выглядят более лаконичными по сравнению со вторым поколением: двухполосная схема сохранена, но фазоинвертор теперь расположен на задней панели. По словам ELAC, такое решение должно улучшить воспроизведение баса, снизить искажения и позволило уменьшить общую высоту корпуса.
И на этом изменения не заканчиваются. В DB53 используется новый 25-мм алюминиевый твитер (в Debut B5.2 применялся твитер с тканевым куполом), настроенный на максимальную ясность и точность звучания. Кроме того, здесь установлен 13-сантиметровый НЧ-динамик из арамидного волокна с улучшенным демпфированием, увеличенным магнитом и более крупной звуковой катушкой — всё это, по замыслу ELAC, призвано обеспечить более ровную, точную и комфортную подачу.
Если перейти к конструкции корпуса, то можно заметить, что Debut 3.0 DB53 получили продуманно расположенные внутренние распорки, призванные повысить жёсткость и минимизировать паразитные вибрации. Это решение должно улучшить чистоту и точность звучания во всём рабочем диапазоне.

Мы начали тестирование, подключив колонки к нашей эталонной системе — усилителю Naim Nait XS 3 и стримеру Naim Uniti Atom Headphone Edition. В качестве референсных конкурентов на этом уровне выступили отмеченные наградами компактные АС Wharfedale Diamond 12.1, а также, разумеется, предыдущие ELAC Debut B5.2.
Мы обнаружили, что Debut 3.0 DB53 требуют особенно внимательного подбора усиления из-за их бескомпромиссного, откровенного характера — качество, неожиданное для колонок столь доступного уровня. Мы заменили Naim Nait XS 3 на Rotel A8, чтобы подобрать более сопоставимый по классу вариант, а затем перешли на ещё более бюджетный Marantz PM6007. Его более мягкая, деликатная подача помогла сгладить, пусть и не полностью устранить, несколько строгий характер ELAC. Если бы мы покупали Debut 3.0 DB53 для себя, вероятнее всего, выбор тоже пал бы на усилитель Marantz.
В вопросе размещения ELAC не слишком категорична и рекомендует располагать колонки на расстоянии 30–60 см от задней стены. Мы начали примерно с 50 см, но посчитали бас несколько недостаточным и придвинули АС ближе — до 40 см, добиваясь более наполненной басовой отдачи. В плане разворота мы направили колонки слегка внутрь, чтобы их оси пересекались немного позади слушателя.

После более чем недели прогрева мы приступили к основному этапу прослушивания Debut 3.0 DB53, стремясь понять, соответствует ли новый «рецепт» ожиданиям или всё же оставляет лёгкое послевкусие разочарования. Уже с первых минут стало ясно, что эти колонки значительно отличаются от своих предшественников: они демонстрируют более высокую прозрачность и детализацию текстур, передавая заметно больше информации, чем контрольная пара Debut B5.2.
Give Me The Night Джорджа Бенсона звучит через ELAC чётко и сбалансированно: эти доступные компактные АС открыто и уверенно передают каждую инструментальную деталь — будь то лёгкая гитарная партия или рассыпчатый ритм ударных.
При дальнейшем прослушивании становится понятно, что Debut 3.0 DB53 прекрасно справляются с тем, чтобы дать всей этой детализации и ясности достаточно пространства. Give Me The Night звучит свободно и дышаще, а меланхоличная, воздушная баллада Radiohead Codex раскрывается в широкой, открытой звуковой сцене. Фальцет Тома Йорка оказывается точно в центре звукового поля, демонстрируя впечатляющее умение ELAC строить сцену и уверенно фиксировать вокал между колонками.
Заявление ELAC о том, что возвращение к заднему расположению фазоинвертора в Debut 3.0 DB53 должно улучшить басовую отдачу, подтверждается и на практике. Мы прослушивали Satanized группы Ghost, переключаясь между старой и новой версиями Debut, и отметили, что DB53 обладают более выраженной атакой и большим весом в нижнем диапазоне, что лучше подчёркивает ритмическую основу композиции.
Когда программа требует мощного низа, Debut 3.0 DB53 способны выдать впечатляющее количество басовой энергии. Нарастающая волна гулких вокальных партий и тяжёлых ударных в саундтреке Бира Маккрири к God Of War: Ragnarök звучит убедительно и массивно. Конечно, колонки такого размера не могут претендовать на по-настоящему «титанический» масштаб баса, но энергии здесь достаточно, чтобы вызвать мурашки по коже и слегка ускорить пульс.
Однако, несмотря на все сильные стороны, в DB53 есть одна особенность, которая вызывает вопросы. Прислушавшись к Give Me The Night, можно заметить ярковатую, несколько жёсткую атаку звуков, особенно заметную в вокальных партиях Джорджа Бенсона и медных акцентах.
ELAC подчёркивают резкость подобных записей, и хотя наши попытки смягчить этот эффект с помощью более спокойного или просто более подходящего по классу усилителя — например, Marantz PM6007 — дали определённый результат, этого оказалось недостаточно, чтобы полностью укротить довольно суровый характер этих АС.

Переход к нашим эталонным бюджетным колонкам, отмеченным наградами, позволяет яснее увидеть и другие ограничения ELAC. Wharfedale Diamond 12.1 звучат плавно, естественно и свободно в динамике, предлагая контраст по отношению к более прямолинейной манере Debut 3.0.
В то время как Codex Radiohead через Wharfedale звучит естественно и динамически раскрепощённо, DB53 не в полной мере передают её подъёмы и спады с той же лёгкостью. Каждое фортепианное прикосновение через Diamond 12.1 звучит чётко и выразительно, тогда как ELAC склонны слегка сглаживать динамические контрасты.
Более мягкая манера Wharfedale также позволяет им плавнее и выразительнее переходить от динамических пиков к спокойным участкам, тогда как Debut 3.0 DB53 демонстрируют более сдержанный подход, из-за чего изменения энергии и громкости ощущаются приглушёнными и несколько механистичными.
Тем не менее, этого недостаточно, чтобы полностью охладить нашу симпатию к бюджетным моделям ELAC. Diamond 12.1 превосходят их по плавности и динамической выразительности, но Debut третьего поколения компенсируют эти уступки заметно более широкой звуковой сценой и мощной басовой отдачей. Если именно эти качества для вас приоритетны, то DB53 вполне способны уверенно конкурировать в сегменте доступных компактных АС.

Debut 3.0 DB53 открывают новое поколение для ELAC, привнося с собой узнаваемый характер подачи. Многие изменения действительно привели к ощутимому улучшению качества звучания — бас стал глубже, а общая картина чище, — однако при этом колонки третьего поколения утратили часть мягкости и нюансировки, которыми славились их предшественники. И хотя им недостаёт динамического размаха и музыкальной выразительности некоторых конкурентов, при грамотном подборе усиления это по-прежнему весьма способная пара колонок.
Подготовлено по материалам издания "What Hi-Fi?", март 2025 г. www.whathifi.com