Признаться, мне стало любопытно услышать ELAC Vela FS 408 в собственных четырех стенах после знакомства с более компактной моделью Vela FS 407 на выставке Süddeutsche HiFi-Tage в 2018 году. Она выделялась в положительном смысле слова своим нейтральным внешним видом и, несмотря на свои скромные размеры, внушительным басом. Это впечатление осталось со мной надолго. Однако, возможно, оно также связано с тем, что модель была окрашена в броский синий цвет. С появлением серии Vela стало очевидно, что в отделе дизайна ELAC незначительно изменились тенденции. Мне не представляется невероятным, что они повлекли за собой несколько иную философию звучания.
Модель меньшего размера ELAC Vela FS 407 на выставке Süddeutsche HiFi-Tage 2018
Несмотря на то, что FS 408 рассчитаны на большие помещения для прослушивания, чем Vela FS 407, а значит, и на большие расстояния, они не кажутся слишком габаритными даже в жилых комнатах нормального размера. Внешний вид колонок стал более современным, чем раньше. Прежде всего, этому способствует форма корпуса. Пропорции выверены до мелочей, стройный и изящный, он тянется вверх, фотогенично немного отклоняется назад, и уже одно это заставляет его казаться скорее динамичным, нежели скучным. Эстетическому брутализму Isophon Indigo или Canton A 45 (обе модели стоят около 3 000 евро) противостоит филигранный дизайн, а при фактическом весе в 27 кг они выглядят не столь уж массивными. И хотя рост FS 408 не так уж мал, составляя 114 см, я нахожу, что эти Vela очень хорошо вписываются в современные интерьеры. Благодаря своему ненавязчивому внешнему виду они подойдут даже для комнаты в обывательском стиле, создавая интересный контрапункт.
ELAC Vela FS 408 отличаются привлекательным дизайном
Стенки корпуса ELAC Vela FS 408 в толщину разные: 25 мм сзади, 19 мм по бокам и 28 мм спереди. Сам он, отличающийся небольшой глубиной, немного отклонен назад и имеет в сечении трапециевидную, сужающуюся к тылу, форму. Таким образом, у него мало прямых и параллельных поверхностей, верхняя и нижняя панели тоже скошены, что препятствует возникновению стоячих волн внутри корпуса. Его наклон также влияет на время групповой задержки излучения динамиков, поскольку звуку от слегка утопленного твитера мгновенного действия приходится преодолевать несколько большее расстояние до ушей, чем от двух изначально более медленных СЧ/НЧ-динамиков. Кстати, порт неприметно излучающего вниз фазоинвертора выходит в область ножек колонки, которая соединена, как произведение искусства, превращенное в металл, с чугунной опорной плитой, обеспечивающей абсолютную устойчивость.
Качество изготовления и внешний вид материалов превосходны, даже при критическом взгляде против света я не могу найти следов небрежности в лакокрасочном покрытии или корпусе. Ленточный твитер JET 5 с технологией AMT (Air Motion Transformer), изобретенной Оскаром Хайлем, и теперь усовершенствованный в пятом поколении компанией ELAC, является практически торговой маркой компании из Киля. В результате многократного складывания диафрагма имеет относительно большую реальную площадь, занимая небольшое пространство; она к тому же почти ничего не весит. Сложенная мембрана, на которую нанесены проводники, при наличии музыкального сигнала приводится в движение сильными неодимовыми магнитами и, как утверждается, излучает вплоть до 50 кГц. Металлическая решетка, установленная перед твитером, предназначена, с одной стороны, для защиты от шаловливых детских рук, а с другой вместе с неглубоким волноводом – для оптимизации характеристики направленности излучения. Тем временем, многие другие производители также осознали преимущества АМТ и оценили их скоростной отклик, а также высокую точность. Но это как торт «Захер», он не везде одинаковый на вкус.
Твитер JET 5 (AMT)
Давайте рассмотрим два 18-сантиметровых динамика, установленных непосредственно под твитером JET, от которых происходит последняя цифра в индексе колонки. Используемое в них сочетание материалов интересно, поскольку целлюлозная мембрана на внутренней стороне, которая соединяется с кристаллоподобным слоем алюминия посредством специального процесса склеивания, это: а) не то, что вы видите каждый день, и б) довольно сложное производство. Взамен, однако, вы получаете очень жесткую и стабильную конструкцию, особая прочность и структурная устойчивость которой противодействуют резонансам и парциальным модам колебаний, как утверждает производитель. То обстоятельство, что «бриллиантовая огранка» также создает утонченные преломления света, делает Vela еще более интересной АС.
Чертеж модели СЧ/НЧ-динамика ELAC с «кристаллической» мембраной
Внутренние горизонтальные диагональные распорки по всему корпусу усложняют процесс сборки в Киле, но весьма эффективно разгружают его. Внутренняя разводка без припаивания, выполненная кабелями Van den Hul, также является фирменной чертой. Кроссовер этой 2,5-полосной АС размещен в верхней части корпуса – и поэтому не подвержен воздействию колебаний воздуха, порожденных двумя СЧ/НЧ-динамиками. Его функция заключается в том, чтобы плавно «приглушать» на частоте 450 Гц нижний излучатель, в то время как установленный сверху продолжает играть вплоть до частоты раздела полос с твитером, которая установлена на отметке 2550 Гц, и таким образом охватывает также и весь средний диапазон.
Вид на кроссовер ELAC Vela FS 408
В телефонном разговоре Рольф Янке, руководитель отдела разработки, сообщил, что большое значение придавалось не только жесткости допусков, высококачественным и, следовательно, долговечным комплектующим в кроссовере, но и тщательному измерению и выравниванию отдельных полос. Еще одной существенной особенностью ELAC Vela FS 408 является более узкая угловая диаграмма направленности, которая призвана обеспечить точно выверенный баланс прямых и рассеянных звуковых волн и учесть тот факт, что современные жилые комнаты зачастую не только больше по площади, но и менее заглушены, чем в прошлом.
Внутренняя проводка ELAC Vela FS 408 выполнена кабелями Van den Hul
Даже скромные 40 Вт на канал, обеспечиваемые Waversa WSlim Lite, вполне достаточны для мешающих соседям уровней громкости, что, безусловно, справедливо и для достаточно мощных ламповых усилителей. Удивительно, но ELAC Vela FS 408 вполне допустимо – вопреки моим ожиданиям, поскольку басы у ELAC 247.3 на той же позиции сильны – размещение близко к стене. После достаточного прогрева и тщательной установки в конечном итоге проявляется редко встречающаяся и не вызывающая раздражения высочайшая детальность.
Возьмем песню Pressure группы My Brightest Diamond (альбом This Is My Hand). Свистящий голос Шары Нова подчеркивает аранжировку, наполненную щелкающими трелями ударных и мерцающими нотами флейты. Твитер должен уметь не перегружать малыми барабанами, но в то же время дифференцированно выводить тонкие голоса колокольчиков, чтобы ноты флейты и изменения их темпа звучали живо и энергично – и все это без излишней яркости. В противном случае может испортиться общее представление, поскольку приходится постоянно корректировать уровень из-за срывов где-то в верхнем диапазоне. Это то, что я подразумевал ранее под «неторопливым богатством деталей»: JET 5 у Vela справляется с задачей раскрытия мельчайших деталей без потери общей картины и слишком энергичного представления отдельных событий. Резкие, сверкающие всплески здесь не происходят. Скука или излишний комфорт также не посещают слушателей, ударные раскрываются плавно, с высокой однородностью импульса и реалистично фокусируются. Это не вступает в противоречие с несколько более деликатным самым верхним частотным поддиапазоном ELAC Vela FS 408.
ELAC Vela FS 408 доступны в белом и черном глянцевом исполнении
Убедительные четкость и нюансировка сбалансированы с высокой детальностью и, подчеркнем дважды, отменной эмоциональностью. ELAC не звучат по-студийному нейтрально, скорее я хотел бы упомянуть в данном контексте мягкую точность. С одной стороны, твитер характеризуется высокой детальностью, но с другой стороны, его звук всегда остается тонко проработанным со скорее шелковисто-мягкой, чем прямолинейной текстурой. Kii Three (15 000 евро), например, отличается совершенно другим характером, с более практичным подходом, который выявляет многие плохо смикшированные записи. Так что, ELAC в данном случае более качественные? Однозначно, да. И они отличаются особой интенсивностью, подобно красному вину, сопровождающему звуковую экзегезу – превосходному вину 2017 A Palheira Dão Serra da Estrela из Португалии.
Из-за относительной мягкости JET 5 в сочетании с его скоростью, не ощущается разрыва звучания при переходе к средней полосе. Давайте рассмотрим дуэт виолончели и фортепиано в пьесе Lontano Ани Лехнер, Франсуа Кутюрье (альбом Lontano), который подается естественно и тепло. Вы без труда услышите тончайшие нюансы и детали, но при этом получите объемное согласованное звучание.
То же самое относится и к Marmont Overture Джарвиса Кокера и Чилли Гонзалес (альбом Room 29): здесь фортепиано, кажется, буквально дышит и в то же время представляется более материальным, осязаемым, чем, например, у Canton A 45, которые больше сосредоточены на точности. Поэтому звучание достоверное, но тонально более прозаическое – хотя оно также имеет тенденцию быть более теплым. Довольно богатые тембры в средних частотах у ELAC также проявляются и с вокалом. Мужские голоса, например, такой полнозвучный, как у Курта Вагнера, отличаются очень объемными, правильно интонированными грудными нотами.
К счастью, способность к дифференциации нисколько не страдает, потому что, несмотря на надлежащую теплоту основных тонов, например, в «Партенопе», HWV 27, акт 1: ch'un volto fatal mi dà gra pena! (Георг Фридрих Гендель/Партенопе) женский голос никогда не спутать с контратенором Филиппа Жарусски. Отличие от меццо-сопрано Терезы Иерволино всегда заметно, несмотря на то, что перед нами АС, больше ориентированные на тональную поэзию, чем на прозу. Кстати, о женских голосах: Мелоди Гардо, например, ELAC 247.3 (которые, признаться, дешевле), передают более скудно и с гораздо большей тенденцией к акцентированию сибилянтов, в то время как Vela FS 408 создают богатый, искрящийся, мягко тающий звук без преувеличенных ВЧ или чрезмерно раздутых НЧ.
Перейдем к басам, основательным и глубоким, но не бесконечно. Приятно послушать Raijin Арильда Андерсена, Паоло Виначчиа и Томми Смита (Mira). Низкочастотные удары барабанов мои Isophon Indigo подают немного глубже и пронзительнее, Canton A 45 – более сухо и точно. А вот у ELAC Vela FS 408 они кажутся менее контролируемыми, то есть более подвижными, что позволяет более ощутимо передавать различные размеры барабанов, вибрацию покрытия и, прежде всего, реверберацию. Да, с ними резонансы и вибрации мембраны кажутся более легкими и почти объемными.
АС ELAC Vela FS 408 оснащены двумя 18-сантиметровыми СЧ/НЧ-динамиками
В целом, басы довольно нейтральны, и в представлении ELAC не кажутся утолщенными или обрезанными. Любители симфонической музыки могут рассчитывать на однородную, отлично контролируемую интеграцию нижних регистров, в то время как бас-гитарам рок-групп, возможно, потребуется немного больше напора. Конечно, Vela убеждают скоростью и импульсивностью в басах, что особенно хорошо заметно в случае синтетических низкочастотных импульсов, которые в изобилии присутствуют в композиции Interfaces Мари Дэвидсон (Adieux Au Dancefloor). Хотя ELAC и не демонстрируют максимальную глубину и «прусские» контуры форм, они радуют хорошей смесью мускулистой подвижности и реалистичного объема.
Сильными сторонами ELAC Vela FS 408 являются фокусировка, организация сцены и шкала динамики. Хотя в микродинамике у АС нет недостатков, она несколько менее дифференцирована, чем у вышеупомянутых Canton A 45, особенно на низких уровнях из-за более мягкого характера высоких частот. С другой стороны, они настолько хороши на «высоких оборотах», что неизбежно возникает аппетит к более высокой громкости. И Vela FS 408 обслуживают ее, не моргнув глазом, их стабильность явно превышает мой личный горизонт комфорта. При этом они обеспечивают звучание без сгущения, окрашивания, компрессии или искажений, которые могли бы испортить все впечатление. Отлично. И вместо назойливости в ВЧ-диапазоне подача Vela FS 408 остается чистой и естественной даже на высоких уровнях. Скажем, вы можете без труда слушать музыку громко, при этом она не будет раздражать и утомлять. А что со средним уровнем? На нем прослушивание тоже доставляет удовольствие, потому что комната наполняется непринужденным и, по сути, однородным звуком, который можно описать просто как «увлекательный».
ELAC Vela FS 408 оснащены разъемами для двухкабельного подключения к выходам усилителя. Порт фазоинвертора выходит в область ножек колонки.
Наконец, мы переходим к пространственности, которую я также считаю одной из сильных сторон этих ELAC. Во время прослушивания произведения Роберта Шумана «Концертная пьеса фа мажор для четырех валторн с оркестром» (German Hornsound – Schumann, Madsen & L. Mozart) ELAC 247.3 начинают проявлять себя с базовой линии расположения АС, в то время как наши испытуемые не только делают шаг вперед, но и «подсвечивают» сцену удивительно глубоко – глубже, чем способны 247.3.
Тот факт, что им чуть-чуть недостает резкости по краям, я с радостью принимаю из-за широкого жеста, похожего на панораму. Их точность фокусировки обеспечивает легкую локализацию соответствующих инструментов, не требующую напряженной концентрации. Тот факт, что музыка и особенно голоса кажутся изолированными, также придает им убедительность. Vela FS 408 «рисуют» звуковые объекты довольно пышно и заставляют их появляться в натуральную величину, а не маленькими или даже уменьшенными. Кроме того, было приятно слышать в «Прелюдии и фуге (на имя Bach), стр. 260» Ференца Листа (Великие органные произведения, Великий орган, Санкт-Мариен цу Любек), как орган словно свободно парит в пространстве, чего, например, Isophon Indigo просто не стремятся достичь при их внушительных размерах и форме.
Колонки ELAC Vela FS 408 отличаются не только свежим дизайном, но и новой подачей звука: они играют захватывающе, увлекательно, мощно, но и не слишком тепло. Их работа отображает качество усилителя и соответствует цене. Колонки Vela будут хорошо смотреться практически в любом доме, в классической или современной обстановке, и при этом они абсолютно не критичны к месту установки.
Они играют динамично и гибко, их тональный характер при этом менее ориентирован на «скрытый нейтралитет», сочетает в себе сбалансированность басов и теплую настройку середины, а также длительное, довольно мягкое звучание высоких нот. Исполнительская манера колонок Vela FS 408 одновременно и ровная, и увлекательная. Они наделены «ненавязчивостью» и «эмоциональностью», что поначалу может показаться противоречием, но именно этими свойствами данные АС ELAC и подкупают. Кроме того, они стабильны по уровню звучания, грубой динамической настройке и обеспечивают чрезвычайно удачную объемность музыкальной сцены.