Быстрый и яростный. Думаете, я говорю о спортивном автомобиле? Нет, такое впечатление у меня создают колонки ELAC Vela BS 403. Быстрота относится к стремительности и точности отклика на низких и средних частотах, а ярость – к выдающейся способности Vela воссоздавать эмоции в музыке. Вместе эти два качества позволяют получить от прослушивания BS 403 огромное удовольствие.
Vela – это новая серия АС компании ELAC. Конструктивно линейки Vela и Line 400 очень похожи друг на друга, особенно с точки зрения установленных динамиков. Можно сказать, что они практически идентичны, а главное отличие заключается в форме колонок. BS 403 более стильные, тогда как Line 400 упакованы в традиционные для ELAC корпуса маскулинного типа с прямыми линиями и квадратными очертаниями. Унаследует ли серия Vela таланты Line 400?
Насколько я знаю, компания ELAC редко объявляет о смене серии, следуя за потребностями рынка. Vela – более стильные и современные, но и АС Line 400 все еще активно продаются. Я думаю, что обе линейки еще некоторое время будут существовать параллельно.
В недавно выпущенной серии Vela всего четыре модели: Vela FS 409, Vela FS 407, Vela BS 403 и Vela CC 401. Их названия интуитивно понятны: FS (Floor Standing) обозначает напольные колонки, BS (Bookshelf) – полочные, CC (Center Channel) – АС центрального канала. Таким образом, они найдут применение как в стереосистеме, так и в многоканальном комплекте для домашнего кинотеатра.
У ELAC также есть множество сабвуферов на выбор. Любой из их числа можно использовать вместе с колонками компании, как и других брендов, для создания многоканальной системы ДК.
Набор комплектующих у АС серии Vela почти не отличает ее от существующей Line 400; например, это твитер JET 5, а также СЧ/НЧ-динамик диаметром 150 миллиметров, выполненный с применением технологии AS (алюминиевый сэндвич). К вогнутому алюминиевому куполу с рельефной поверхностью в форме алмазной огранки особым образом приклеивается бумажный диффузор, образуя конструкцию типа «сэндвич».
Самым значительным изменением стал новый дизайн корпуса колонки, разработанный с нуля. Посмотрев на Vela BS 403 сверху, вы увидите, что передняя ее часть шире, чем задняя, в сечении она имеет трапециевидную форму. Верхняя панель не горизонтальна; ее задняя часть приподнята по отношению к передней. Так получается из-за необычной по форме базы из алюминиевого сплава, слегка похожей на туфлю на каблуке. Нижняя панель Vela BS 403 скошена, так что и верхняя вытянулась соответственно, а передняя получается слегка отклоненной назад, что обеспечивает компенсацию фазового сдвига.
Наиболее очевидным различием между Line 400 и Vela является блок динамиков; компания ELAC утверждает, что модернизация формы связана с изменением функциональности – или, как часто говорят производители аудиотехники, «форма следует за функцией».
Назначение корпуса у АС заключается в фиксации комплекта излучателей и обеспечении условий для их работы. Когда диффузор динамика совершает колебания, он вступает во взаимодействие с упругой средой, которую представляет собой воздух, содержащийся внутри корпуса, что обеспечивает при выполнении определенных условий эффективное излучение звуковой волны.
Корпус у Vela BS 403 модифицирован таким образом, что он стал широким спереди и узким сзади, низким анфас и высоким – с тыла. Все это имеет смысл для оптимальности работы АС. В результате таких изменений все грани перестали быть попарно параллельными, благодаря чему минимизированы условия для возникновения внутренних стоячих волн, что способствует снижению уровня шумов, порождаемых корпусом, и тем самым повышению чистоты звучания музыки.
Если внимательно присмотреться к BS 403, то можно обнаружить, что передняя панель представляет собой не плоскую поверхность, а немного выпуклую. ELAC изобрела для нее собственное название Ccnvex от слегка измененного слова «convex» – «выпуклый». Кроме того, корпусу BS 403 придают изящества скругленные ребра. Они сделаны такими не только для красоты, но и для устранения дифракционных эффектов.
Благодаря тому, что основание корпуса Vela BS 403 спереди намного ниже, чем сзади, в образовавшийся зазор оказалось возможным вывести порт фазоинвертора. У АС серии Line 400 он был направлен вниз, поэтому нижняя панель колонки была приподнята, оставляя открытое пространство для выхода создаваемого НЧ-звука, что расширяло спектр возможных вариантов установки, делая к тому же менее критичным в плане подъема уровня НЧ размещение колонок вблизи стены.
Тем не менее, отражение звука от стены получалось чрезмерным. А вот конструкция Vela BS 403 улучшена. Пьедестал колонки выполнен из алюминиевого сплава. Он выглядит, как V-образная конструкция, положенная на бок. Порт фазоинвертора выходит внутрь этого V-образного основания, создающего видимость того, что Vela BS 403 стоят на высоких каблуках.
Слушая музыку с обильными басами, я поднес руку к выходу порта фазоинвертора и почувствовал силу потока выходящего воздуха. Преимущество этой конструкции заключается в его ускорении. У Line 400 порт направлен вертикально вниз, и НЧ-волны, порожденные вуфером и фазоинвертором, выходят через зазор между нижней опорной пластиной и корпусом и распространяются на все 360 градусов. Высокие «каблуки» Vela BS 403 обеспечивают более контролируемое расхождение басов.
Для создания ВЧ у модели Vela BS 403 применен, конечно же, гордость компании ELAC – JET-твитер (иначе называемый преобразователем воздушного потока – AMT). Он настолько хорош, что его использует даже Porsche. Мембрана AMT формируется путем многократного складывания пленки с нанесенным на нее проводником из алюминиевого сплава для образования структуры, похожей на гармошку. Ее складки сжимаются и растягиваются, заставляя двигаться воздух, в результате чего создается звук. У этого подхода есть два серьезных преимущества.
Первое – это широкий угол распространения акустической волны, а второе – большая площадь рабочей поверхности, что способствует созданию более высокого звукового давления. С теоретической точки зрения JET-твитер – лучший вариант ВЧ-излучателя.
Но, несмотря на все предполагаемые преимущества технологии JET, относительно немногие модели АС оснащаются такими твитерами. Купольные встречаются, по меньшей мере, в десять раз чаще. В чем же причина? Дело в том, что твитеры JET очень сложны в производстве.
Оно довольно трудоемкое, поскольку площадь мембраны большая, а складывать ее необходимо вручную. Машины не умеют этого делать, поэтому стоимость JET и оказывается такой высокой.
Кроме того, поверхность сплава алюминия, используемого в твитере AMT, должна быть специальным образом обработана, чтобы обеспечить демпфирование мембраны. Этот слой покровного материала является критически важным элементом технологии, а также ключом к эволюции JET-твитера за последние 30 лет и пяти его поколений.
Что представляет собой специальное покрытие? Этого я, конечно, не знаю, потому что это – секрет компании ELAC. Она сотрудничает с местным университетом в Германии с целью постоянного улучшения характеристик JET. У примененной в Vela BS 403 версии граница ВЧ-диапазона повышена до 50 кГц, и характеристики полосы пропускания просто превосходны.
Vela BS 403 – двухполосные АС. В СЧ/НЧ-динамике диаметром 150 мм применены мембрана AS-XR типа «сэндвич» с рельефной поверхностью в форме алмазной огранки, а также короткая звуковая катушка и магнитная система с длинным зазором. Эти технологические особенности определяют характер и возможности звучания АС. Такое сочетание свойств этих элементов конструкции приводит к тому, что, колеблясь, катушка не выходит за пределы зазора и остается в рамках линейного режима преобразования электромагнитной энергии в кинетическую, что обуславливает снижение уровня искажений.
Самый простой способ укоротить звуковую катушку заключается в том, чтобы намотать на ее каркас провод той же длины, но в два или три слоя. В результате ее длина будет уменьшена наполовину или даже больше. Но для многослойной намотки требуется время, к тому же это должно быть сделано аккуратно и красиво. Такая работа выполняется дольше, и не каждая фабрика, которая специализируется на изготовлении комплектующих, за это возьмется. Организовать соответствующий поэтапный технологический процесс непросто.
Теперь пора оценить звуковые характеристики Vela BS 403. Чувствительность АС составляет 86 дБ – это нормально для полочных колонок, но, тем не менее, для их «раскачки» нужна достаточная мощность. Я выбрал Linear Acoustics LAV 60 MK II, 100-ваттный интегральник, и он вполне справился с делом. Многие думают, что из-за малого размера полочники не слишком требовательны к усилителю, но все не так прямолинейно.
Качество звучания моделей ELAC всегда заслуживало уважения, поэтому тестирование Vela BS 403 я начал сразу с четвертой части Второй симфонии Брамса. Это довольно сложное произведение с резкими контрастами между тихими и громкими фрагментами. Вначале оркестр играет довольно сдержанно, но при втором проведении темы он внезапно обрушивается всей своей мощью. Это предъявляет очень высокие требования к усилителям и колонкам.
Я выбрал версию симфонии в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Бернстайна. Звучание на малой громкости Vela BS 403 удается отменно. Чуть темноватый тон позволяет прочувствовать выражения лиц оркестрантов, намеренно понижающих громкость, поэтому высокие ноты в завершении темы кажутся покрытыми тонким кружевом. Затем громкость внезапно взлетает вверх, и Vela BS 403 блестяще справляются с новой задачей. Партия струнной группы сияет и сверкает, удары литавр становятся более увесистыми.
И хотя BS 403 – всего лишь небольшие полочные колонки, тяжелые шаги Бернстайна по полу подиума слышатся все так же четко, возвращая нас на сцену, где десятилетия назад велась запись.
Во вступительной композиции Blue Morgan к фильму «Малышка на миллион» простые переборы акустической гитары подаются слаженно и чисто; Vela BS 403 безупречно воссоздают каждую деталь скольжения подушечек пальцев по стальным струнам. После It's Nice Viewing голос фортепиано немного отступает, звуковое поле расширяется. Vela BS 403 четко и ясно представляют три отдельных уровня – гитары, фортепиано и струнных – объединяя их и формируя ощутимое впечатление просторного пространства. Музыкальная сцена восхищает реалистичностью, тональному характеру присуща естественная и прозрачная красота.
Теперь послушаем вокал. Для альбома Томаса Квастхоффа и Юстуса Цейена Шуберт: Прекрасная мельничиха, включающего песни на немецком языке, исполняемые мужским голосом в сопровождении рояля, Vela BS 403 создают безбрежное акустическое пространство. Пианист мягко прикасается к клавишам, непрерывная мелодия и постоянное движение аккордов в левой руке подобны журчащей воде. Пение Квастхоффа бархатистое и искреннее. Звуковой образ не особо велик, но теплота тона заставляет вслушиваться в детали, и устоять перед очарованием этих песен невозможно.
Vela BS 403 по душе не только классическая музыка – популярная удается им не хуже. Альбом Майкла Джексона Dangerous начинается со звука бьющегося стекла и мощного низкочастотного удара, и BS 403 не боятся выступить катализатором для взрывной электронной музыки, синтезаторного ритма и сочных басов. Звуковая сцена для столь компактных АС огромна, а электронные инструменты полны огня.
Помимо яростного напора Vela присуща и нежность, что доказывает песня Heal the World оттуда же с мягкой и деликатной прелюдией и искренним пением Майкла. Дебютировавший в качестве чудо-ребенка Майкл Джексон и во взрослом возрасте сохранил детскость и мягкость вокала. Слушая его записи на BS 403, вы в полной мере оцените красоту этого необычного голоса, поющего: «Сделаем мир лучше – для вас, для меня и для всего человечества».
Если у вас есть возможность поближе познакомиться с Vela BS 403, обязательно воспользуйтесь ею, чтобы насладиться подлинностью и красотой, бережно выпестованными ELAC. Среди их достоинств – мощное звучание, способность создавать масштабное акустическое полотно, заметно превосходящее габариты АС, естественные и открытые верха, а также талант раскрывать красоту каждой ноты в любой записи.
Тип |
двухполосные, фазоинверторные |
СЧ/НЧ-динамик | 150 мм, диффузор AS XR |
Твитер | JET 5 |
Магнитное экранирование | нет |
Частота раздела полос | 2400 Гц |
Диапазон частот (IEC 268-5) | 41 Гц – 50 кГц |
Чувствительность | 86 дБ при 2,83 В/м |
Подходит для подключения к усилителям | 4 – 8 Ом |
Рекомендуемая мощность усилителя | 40 – 200 Вт на канал |
Номинальная | пиковая мощность | 70 | 100 Вт |
Номинальный | минимальный импеданс | 4 | 3,2 Ом на частоте 260 Гц |
Варианты отделки | черный глянцевый лак, белый глянцевый лак, ореховый шпон с глянцевым покрытием |
Дополнительные аксессуары | защитные решетки |
Высота x ширина x глубина | 362 x 191 x 240 мм |
Вес | 7,1 кг |