С момента выхода на рынок в 2016 году серии АС Uni-Fi компании ELAC выпущено четыре (!) ее версии: для Америки «Ur» Uni-Fi, вариант Slim для европейского рынка, Uni-Fi 2.0 и текущая, последняя, «Reference». Их объединяет одна общая черта: все они оснащены коаксиальными излучателями, конструкция которых подразумевает размещение твитера в центре СЧ-динамика, благодаря чему обеспечивается выравнивание фаз звуковых волн и их равномерное расхождение во всех направлениях. Таким образом, компания-разработчик очень близко подошла к созданию идеального точечного источника звука.
Новый НЧ-динамик ELAC Uni-Fi-Reference UBR62 был адаптирован к коаксиальному ВЧ/СЧ-модулю легендарным инженером Эндрю Джонсом таким образом, чтобы звук получался максимально органичным. Оптимизированный по отношению к потоку воздуха щелевидный порт фазоинвертора встроен в немного выпуклую переднюю панель
Тем не менее, такой принцип реализуется сравнительно редко, особенно в доступном ценовом диапазоне. Почему? Конструкция такого модуля очень сложна, и потому он стоит довольно дорого. Сопутствующий разделительный фильтр требует не только дорогостоящих комплектующих и значительного времени для настройки, но еще и опыта, а также знаний. Такие выдающиеся компетенции, накопленные за десятилетия, воплотились в решениях Эндрю Джонса, который весьма успешно разрабатывал различные линейки АС для ELAC – параллельно с инженерами из Киля. В данном случае он представил свою последнюю работу. Харизматичного британца можно смело назвать мастером по извлечению максимального качества звука из продукции с лимитированной стоимостью. Он также отдает предпочтение колонкам, оснащенным коаксиальными динамиками. Обе эти особенности объединены в серии Uni-Fi, при создании которой ELAC успешно использовала коаксиальные излучатели даже в наиболее востребованном ценовом диапазоне.
Чем же таким должен располагать вариант «Reference» в сравнении со стандартными версиями, уже получившими положительные отзывы? Как оказалось, не следовало ожидать небольшой доработки существующих моделей, возможно, использования более качественных комплектующих при сохранении прежнего дизайна. Как и все колонки «Reference», UBR62 – это принципиально новая разработка, но при этом она стала продолжением идеи, заложенной в Uni-Fi. В основу конструкции по-прежнему положена трехполосная акустическая схема. Главная роль в деле подачи музыки отведена коаксиальному модулю, специально оптимизированному для этой серии. Новейший 6,5-дюймовый НЧ-динамик берет на себя излучение звука в диапазоне ниже 240 Гц. Диффузоры обоих динамиков выполнены из анодированного алюминия; этой обработкой объясняется их черный, а не характерный для данного металла серебристый цвет. А вот купол дюймового твитера с неодимовым магнитом в движке, помещенного в центр среднечастотника, изготавливается из шелковой ткани. Он работает на частотах выше 1 800 Гц. Естественно, и кроссовер пришлось адаптировать под новый корпус.
И визуально колонки четвертого поколения Uni-Fi заметно отличаются от своих предшественников. У них больше сходства с АС серии Debut, а точнее – с ее версией «Reference». ELAC предлагает два варианта отделки: орех/черный и дуб/белый. На колонки обеих версий можно установить одинаковые серо-меланжевые защитные решетки, которые крепятся на магнитах. По сравнению с предыдущими моделями корпуса UBR62 немного увеличились в объеме (15 литров) и для минимизации резонансных явлений были усилены изнутри распорками.
За счет массивных перемычек имеется возможность подключения по двухкабельной и двухусилительной схемам
С точки зрения примененных материалов внешность данных полочников хороша, но не более того. При их цене корпуса с виниловым покрытием вряд ли вызовут особый восторг, тем более что шов на нем отчетливо виден на нижних панелях. Хотя в данном случае речь идет только о незаметных при повседневном использовании частях, я встречал и более элегантные решения этой проблемы. Тем более что некоторые другие производители при такой стоимости предлагают лакированные или покрытые шпоном корпуса. ELAC же ограничилась передними панелями из пластика. Тому есть очень веская причина: эти элементы слегка скруглены, чтобы уменьшить отражения звука от краев. На них также выходят оптимизированные по отношению к потоку воздуха порты фазоинвертора с двумя скругленными по периметру «расклешениями». Броские серебряные кольца вокруг динамиков призваны визуально акцентировать внимание, но я нахожу их скорее навязчивыми, чем эффектными. Но я, признаться, не любитель чрезмерного блеска, но у других может быть иное мнение. Матово-серебристая панель разъемов, напротив, выглядит весьма достойно и предназначена для подключения по двухкабельной и двухусилительной схемам (Bi-Wiring/Bi-Amping).
Именно усовершенствованному коаксиальному излучателю звучание ELAC Uni-Fi Reference UBR62 обязано своим стабильным и объемным звучанием
Хотя выглядят они более привлекательно, чем АС версии Uni-Fi 2.0, по-прежнему остающейся в ассортименте ELAC, общее впечатление от качества изготовления не вполне соответствует амбициозному слову «Reference» в названии. В этом отношении данному варианту приходится оправдывать свое наименование и стоимость за счет более важного аспекта – качества звука. И UBR62 с этим успешно справляются, причем – назовем вещи своими именами – именно за счет коаксиального динамика.
Первое, что вы сразу заметите: звучание ELAC UBR62 живет в огромном пространстве, оно разворачивается во все стороны – в высоту, ширину, глубину. В композиции Black Widow Spider с альбома Salone исполнителя Bai Kamara Jr & The Voodoo Sniffers через Qobuz как ритмический фон идет резкий стук слева, который дополняется тем же инструментом в правом канале, но смикшированным более тихо и расположенным значительно дальше. Интересный эффект, который впервые мной ощущается благодаря поразительной глубине сцены у колонок Uni-Fi. В этом атмосферном представлении вокал прочно удерживается в центре и поэтому представляется удивительно прямым и точным.
Голос на всем протяжении трека слышен очень хорошо. Редко когда мне удавалось так легко следить за текстом песни, как при проигрывании через эти Uni-Fi Reference. Это стало особенно очевидным на примере моего последнего открытия – трио Фридриха Лихтенштейна. Для всех тех, кто не знает этого имени: это раздражительный, белобородый пожилой господин из телевизионной рекламы (Edeka или Sky). По своей основной профессии берлинец гастролирует по сценам в качестве певца и артиста. Вместе с пианистом Арнольдом Касаром и духовым инструменталистом Себастьяном Борковски он в 2017 году записал амбициозный альбом в стиле джаза с лирикой. В сопровождении искристых ноток фортепиано и чувственных пассажей саксофона/флейты он произносит сюрреалистические тексты в духе дадаизма, откровенные формулировки и экспрессивная подача которых отчетливо доносятся посредством Uni-Fi Reference UBR62. Их особый талант делать речь осязаемой способствует использованию этой серии в системах домашнего кинотеатра, где хорошая артикуляция является одним из ключевых требований. По той же веской причине ELAC предлагает колонку центрального канала UCR52, оснащенную таким же коаксиальным динамиком, что и у представленных здесь компактных полочников. Завершают серию «Reference» стройные напольники UFR52.
Джазовая лирика вне привычных рамок: «Schönes Boot aus Klang» трио Фридриха Лихтенштейна благодаря технологии direct-to-disc также доставляет особое удовольствие с аудиофильской точки зрения. Альбом все еще доступен на виниле, по крайней мере, на Discogs, его также можно найти в урезанном виде на стриминговом сервисе Qobuz.
Вернемся к основной теме – стерео. В данном случае, помимо объемности и прозрачности, восхищает тонкая динамика и согласованность излучателей ELAC Uni-Fi. Переход от коаксиального модуля к НЧ-динамику выполняется бесшовно. Скорость и чистота распространяются и на басовый диапазон, источник которого размещен на узкой стороне корпуса. Сначала звук вуфера показался мне несколько сдержанным, пока я не обнаружил свою ошибку: я слушал на слишком малом уровне громкости. Благодаря очень хорошей детальности музыка отлично подавалась даже в таком случае, но НЧ не имели должной насыщенности.
Однако когда вы поднимаетесь до серьезной для обычной комнаты громкости, все встает на свои места. Но UBR62 не назовешь полноценным генератором басов даже при мощной поддержке усилителя Musical Fidelity M6s PRX с его максимальным показателем, в два раза превышающим 336 Вт. Основное внимание по-прежнему уделяется качеству, а не количеству. Не поймите меня неправильно: Uni-Fi, безусловно, передают глубокие тона. В композиции HYbr:ID oval hadron II Альвы Ното (FLAC, 16 бит / 44 кГц) я слышу отчетливый бас с точно отображаемой структурой. Но это электронное произведение от природы великолепно. Повседневные популярные композиции чартов могут звучать несколько тускловато, и как любитель регги, рэпа или техно, я бы скорее предпочел напольники UFR52, которые обещают большую глубину НЧ.
Эндрю Джонс с большим успехом разрабатывал многие линейки АС для ELAC. Харизматичного британца можно смело назвать мастером по извлечению максимального качества звука из продукции с лимитированной стоимостью. Он также является приверженцем коаксиальных динамиков
В целях оптимизации я поэкспериментировал с размещением: передвинул колонки ELAC на металлических стойках ближе, чем обычно, к задней стене. Фантастическая глубина сцены UBR62 позволила провести это мероприятие без какого-либо сопутствующего ущерба. Благодаря такому расположению удалось добиться некоторого увеличения уровня басов без ущерба для пространственности звучания. Такая картина складывается только при непосредственной близости АС к стене. Здесь важно выяснить, что может предложить окружение. Главное – площадь помещения не должна превышать 25 квадратных метров, поскольку компактные колонки Uni-Fi Reference лучше всего играют в небольших комнатах. С другой стороны, в жанре электронной музыки могут быть игроки более крупного калибра. UBR62 благодаря своим акустическим свойствам способны весьма убедительно передать дополнительную звуковую ценность. Они играют очень зрело и по-взрослому, исключительно последовательно и в то же время прозрачно. При этом ELAC выявляют мелкие детали без уклона к холодности студийного монитора, поскольку твитер в данном случае не выступает простым лучевым «прожектором». Он не давит линейно, а излучает сбалансировано и однородно во всех направлениях. Это похоже на сценическое оформление, через которое в буквальном смысле открывается окно в музыку. Широко распахнутое.
АЧХ в комнате на расстоянии 1 м в вертикальном разрезе – акустическая ось ±10 см
АЧХ в комнате на расстоянии 1 м в горизонтальной плоскости – 0, 15°, 30° от акустической оси
АЧХ в комнате на расстоянии 1 м в октавном разрешении
График зависимости сопротивления от частоты
Частотно-переходная характеристика (кумулятивный спектр)
Дополнение к названию «Reference» подразумевает высокие ожидания, которые UBR62 компании ELAC успешно оправдывают. В контексте Uni-Fi компактные колонки оказываются лучшей версией устоявшегося принципа данной серии: трехполосные АС с коаксиальным излучателем. По сравнению с конкурентами этот кандидат на звание эталона Uni-Fi задает характерный стиль в ценовом диапазоне до 1 000 евро. Требуемые услови: небольшое помещение, усилитель высокого класса и музыкальные предпочтения ближе не к популярной музыке, а к более эксклюзивным и утонченным формам этого искусства. В таком случае модель проявляет свои особые качества: объемность сцены, утонченная прозрачность и стремительная, словно импульс, тонкая динамика, явно превосходящие уровень соответствующей ценовой категории. ELAC Uni-Fi Reference UBR62 – это решение не для всех случаев, но оно абсолютно идеально подойдет для определенных запросов.
Андре Швердт