ELAC Debut Reference DBR62 – двухполосные АС с темпераментом / audisseus.de

ELAC Debut Reference DBR62 – двухполосные АС с темпераментом / audisseus.de

Когда компания ELAC запускает новую серию АС, в данном случае Debut Reference, к этому обычно прикладывает руку Эндрю Джонс – или об этом, скорее, нужно говорить в прошедшем времени. Теперь уже бывший технический директор американского отделения ELAC – всемирно признанный и известный разработчик, чей горизонт опыта охватывает многие десятилетия. Пожалуй, стоит упомянуть, что в течение долгих лет он активно работал в таких компаниях как Infinity, KEF, а также у японского производителя высококачественной акустики TAD.

ELAC Debut Reference DBR62

И пусть Эндрю Джонс уже достаточно давно вызывает ажиотаж благодаря активным колонкам, например, серии ELAC Navis, в частности, протестированным нами Navis ARB-51, речь сейчас пойдет о пассивных компактных полочниках Debut Reference DBR62. В ту же серию входят напольники DRF52 и соответствующая им АС центрального канала DCR52. Так что все, кто помимо классического стереофонического воспроизведения записей планирует создание еще и домашнего кинотеатра или многоканальной музыкальной системы, получат здесь то, что им нужно. Несмотря на то, что в последнее время многоканальные аудиотракты стали занимать второстепенное место, технологии 360 Audio или Dolby Atmos возвращаются в гостиные благодаря сервисам Tidal и Apple Music.

Уже с выпуском первой серии Debut и ее преемницы Debut 2.0 компания ELAC вызвала большое оживление в сегменте начального уровня. Идею увенчать их версией Reference можно с полным правом считать характерной особенностью ELAC. Производитель из Киля следует в своей невозмутимой манере: здесь не мелочатся, а ходят сразу с козырей. С целью соответствия статусу «эталонной» модели Эндрю Джонс для Debut Reference не просто использовал проверенные и испытанные комплектующие, а создал совершенно новые динамики.

ELAC Debut Reference DBR62 – сдержанность и элегантность

ELAC Debut Reference DBR62

Дюймовый твитер с тканевым куполом нагружен на недавно разработанный довольно глубокий волновод. Это позволяет реализовать лучшую, то есть более постоянную групповую задержку и достичь более гармоничного излучения в плане фокусировки и, следовательно, пространственных характеристик звучания. Также обеспечивается лучшее согласование с расположенным ниже 165-миллиметровым СЧ/НЧ-динамиком. Его конус изготавливается из так называемого арамидного волокна или арамидной ткани.

Это материал, который подобно кевлару имеет малую массу и большую жесткость при высоком уровне демпфирования, но не требует оплаты лицензионных отчислений производителю. Динамик оснащен новой центрирующей шайбой, а также улучшен материал корзины из литого алюминия, благодаря чему для резонансных явлений не остается ни единого шанса, а помимо этого оптимизируются стабильность и теплоотвод.

С первого же взгляда взор притягивает шелковисто-матовая белая лакированная передняя панель. С одной стороны это выглядит современно, а с другой – двухцветный дизайн навевает воспоминания о былых временах. Что, кстати, заставляет меня вспомнить об аналогичном оформлении микроавтобуса Multivan от Volkswagen, который должен напоминать первую модель T1. Неброские серые защитные решетки крепятся на магнитах и ненавязчиво вписываются в окружающую обстановку. Корпуса тестируемого образца отделаны виниловым покрытием под светлый дуб, тщательно обработанным даже на критических углах. О тактильных ощущениях и эффектах можно спорить, но и в случае «дебютного эталона» нужно на чем-то экономить, чтобы удержать стоимость в разумных пределах. Также доступна другая версия: с черной передней панелью и темно-ореховым виниловым покрытием корпуса. Отделка выглядит очень качественной и аккуратной, и даже при критическом рассмотрении на свету не видно никаких изъянов или дефектов.

ELAC Debut Reference DBR62

Заглянув внутрь, можно увидеть, сколь большое значение придается конструкции корпуса. Вертикальные ребра жесткости в центрах боковых стенок стабилизируют его и препятствуют возникновению резонансов, тем самым уменьшая сопутствующие им помехи в звуке. Порт фазоинвертора, выполненный в виде щели, расположен на передней панели, что оказывается весьма практичным и удобным при размещении вплотную к стене.

При наличии такого элемента на задней панели возникает ряд ограничений на установку АС, поскольку он повышает уровень НЧ и даже вызывает подгуживание, если колонка находится слишком близко к стене или просто в углу. Кроме того, бросается в глаза довольно скудное демпфирование внутреннего объема. Это напоминает мне модели Naim SBL или Mulidine Bagatelle V2, обзор которых я делал в 2012 году. Хотя в них и предусмотрены меры для ослабления потоков воздуха, но достаточно заглушенными их не назовешь. Обе упомянутые АС отличаются очень подвижным и быстрым характером звучания, в связи с чем возникает вопрос, смогут ли компактные Debut Reference блеснуть такими же свойствами. Оказалось, что, будучи компактными двухполосными АС, они действительно радуют однородным и быстрым звуком.

ELAC Debut Reference DBR62 – прослушивание

Debut Reference DBR62 вызывают определенные ожидания уже только из-за своих габаритов, и они оправдываются с самого начала. Колонки хоть и компактные, но в меру, и создают более впечатляющие звуковые образы, чем можно предположить, опираясь на их внешний облик. И даже если им в силу конструкции недостает той полнокровности, которой наделены использованные для сравнения напольники ELAC Vela FS 408, это не умаляет их поразительных звуковых достоинств. Кроме того, Debut Reference в данном случае нечего стыдиться: в конце концов, это сопоставление довольно неудачное, и поэтому выставим против них для начала их «одноклассников» – ELAC Debut 2.0. В таком случае DBR62 довольно быстро дают понять, что играют они более убедительно, слажено и формируют перед слушателем более точные музыкальные образы, таким образом, более концентрированно проявляя свои качества. И их характеристики, в целом, весьма впечатляющие.

ELAC Debut Reference DBR62

ELAC Debut Reference DBR62 играют, скорее, прямолинейно, поэтому давайте забудем о точности перспективы и о более широкой звуковой панораме Vela FS 408. Компактные полочники не так убедительно прорисовывают сцену вглубь, оставляя ее менее масштабной и более непосредственно обращенной к слушателю. Тем не менее, я бы сказал, что с учетом цены они создают впечатление модели выше среднего уровня. Как будто пожав плечами и забыв об упомянутых выше обстоятельствах, они предпочитают поражать удивительно динамичным и открытым стилем звучания. Они играют хоть и фронтально, но при этом очень увлекательно.

Плотные, лихорадочно интонируемые инструментальные партии, которыми славится джазовая группа Sons Of Kemet, хоть и предстают более компактными, тем не менее очень выразительными и, к счастью, в то же время абсолютно не утомляют. Именно эта непосредственность, это настойчивое вовлечение в центр музыкального действия обеспечивают захват внимания слушателя с первой же минуты. Следует признать, что многие компактные колонки справляются с этой задачей достаточно хорошо, а некоторые из них и вовсе великолепны. Debut Reference DBR62, однозначно, принадлежат к этому кругу, потому что им удается проявить все свое мастерство и с готовностью поставить его на службу музыке. Они играют непринужденно и радостно, тем самым, безусловно, подтверждая тезис о выразительности и подвижности звучания.

В плане детальности эти ELAC Debut Reference не стремятся к тонкости, шелковистости или, если хотите, воздушности, как, например, KEF LS50 Meta, которые мы подключали для сравнения; они, скорее, придерживаются более прямого и убедительного подхода. Другими словами, упор делается хоть и, в целом, на нейтральный, но все же немного ярковатый и энергичный подход к подаче музыки. Речь не идет о чрезмерной аналитичности или остроте, здесь скорее акцентируется подача ВЧ, а не приятная теплота. Тот факт, что недавно протестированные в комнате прослушивания напольные колонки Debut Reference DFR52 я вспоминаю как несколько более сдержанные, возможно, связан с тем, что у них более теплый характер за счет наличия дополнительной мощи в басовом диапазоне. Полочники DBR62 более энергичны, что вовсе не так уж и плохо.

ELAC Debut Reference DBR62

В целом, СЧ-диапазон DBR62 отличается приятностью для слуха и четкостью, хотя в сравнении с гораздо более дорогими Vela FS 408 или Canton A 45 они оказываются в невыгодном положении. Голос флейты, например, передается цепко и точно, что оставляет их сородичей – Debut 2.0, которые также использовались для сравнения – явно позади. Но они представляются более сдержанными в плане насыщенности и естественности, а их тональный характер несколько бледнее и холоднее.

Вокал Курта Вагнера в The Daily Growl (альбом Is A Woman) у DBR62 наделен менее сильными, но все же достаточно звучными грудными тембрами; в этом случае данные полочники попросту выигрывают. При воспроизведении женских голосов эти Debut Reference в большой мере также ориентированы на прямую ясность, а не на теплоту. Несмотря на ограниченность басов в нижних октавах, в плане пробивной силы и напора они достойны всяческих похвал. Ударные здесь масштабные, но не громоздкие, басы – сухие, быстрые, а не мягкие и вялые. Благодаря этим свойствам ограниченность НЧ-диапазона легко проигнорировать. То, чего DBR62 недостает в этом отношении, они компенсируют небольшим акцентом на верхнем басе. Воспринимается это качество с удовольствием, а также оно придает натуральность голосам, особенно в радиопередачах, где они нередко звучат довольно скудно и бестелесно.

ELAC Debut Reference DBR62 – заключение

На мой взгляд, нет никаких сомнений в том, что компактные АС Debut Reference DBR62 способны установить четкие стандарты в своем ценовом сегменте. Впечатляюще легко и, прежде всего, убедительно, они выделяются на фоне Debut 2.0 и демонстрируют, как продуманные меры, невзирая на давление стоимости, все же проявляют себя в звуке. Колонки отличаются покладистым характером, поэтому выбор усилителя для них несложен. Да, они занимают мало места, но при этом не слишком миниатюрны, поэтому подойдут не только для студенческих каморок, но и для типичной гостиной. Они вполне современные, но в то же время немного «олдскульные». К их достоинствам также относится способность качественно звучать как на громкости вечеринок, так и на уровнях, присущих деликатному прослушиванию в свое удовольствие. С учетом цены и габаритов они играют на удивление взросло и динамично. Среди других достоинств этих ELAC явно выделяются непосредственность и способность увлекать, а также умение устанавливать тесную, захватывающую связь с музыкальными событиями.

Автор: Фриц Швертфегер

Фото: Фриц Швертфегер / ELAC

11.03.2022