Недавно мы болтали с коллегой о работе. Мы обсуждали то, как проводим тесты: имеются ли у нас при этом, например, особые ритуалы, процедуры или привычки. И действительно, мы выяснили, что у нас довольно разные подходы: он принадлежит к той группе людей, которые получают как можно более полное теоретическое представление о технике и концепции, прежде чем позволяют первой ноте зазвучать из «испытуемого образца». Я же действую по-другому: плыву по течению – если есть время (и желание), собираю информацию перед прослушиванием, иногда перед этим звоню разработчикам, но также и с удовольствием просто открываюсь новому. Так было и с нашим сегодняшним объектом тестирования – компактными АС ELAC Uni-Fi Reference UBR62.
Колонки пролежали в комнате прослушивания не распакованными несколько дней, потому что в предновогодней суете накапливался груз работы и незавершенных проектов. Однажды вечером у меня внезапно появилось время, и я подумал: «Почему бы не достать ELAC и не попользоваться ими несколько дней?» Сказано – сделано. Я вынул колонки из коробки, просто поставил их на стойки, включил музыку и удивился: «Ух ты, да они действительно отлично звучат, хоть и прямо из упаковки». Краткий обзор корпусов: классический стиль, качественный дизайн, аккуратное изготовление. Что касается коробки, на ней было написано «Reference». После снятия первой получасовой пробы, которой я остался доволен, и с учетом моего (как мне казалось) богатого опыта эксперта я прикинул цену модели. Позже, сидя за компьютером, я осознал, что сильно ошибся: пара стоит почти вдвое меньше. Я был очень удивлен. Ну а теперь начнем с начала, как и положено.
По традиции: Reference UBR62 – это третья ступень эволюции серии Uni-Fi компании ELAC
Серия ELAC Uni-Fi выпускается с 2017 года и традиционно включает в себя следующие составляющие: напольные АС, колонку центрального канала и компактную модель. В 2019 году в них были внесены изменения, и линейка вышла под названием Uni-Fi 2.0, а в настоящее время Uni-Fi Reference представляет собой третью ступень эволюции. Если взглянуть на колонки, то уже по их внешнему виду можно отследить весь процесс их совершенствования. Если модели первых двух серий еще выпускались в классическом прямоугольном формате «коробки», то Uni-Fi Reference уже выглядит заметно амбициознее: теперь не только ребра корпуса плавно закруглены, но и передняя панель слегка изогнута, можно сказать, стекает к краям. Вместо классического круглого порта фазоинвертора колонки ELAC Uni-Fi Reference оснащены расположенным спереди щелевым с тоже скругленными с обеих сторон концами. Остальные грани аккуратно отделаны «под дерево», что явно придает колонкам солидный, достойный, не подвластный времени вид.
И да, на первый взгляд можно предположить, что компактные колонки ELAC Uni-Fi Reference UBR62 представляют собой обычную двухполосную акустическую конструкцию, как это обычно бывает при таких размерах и подобных ценах.
Но это далеко не так! За НЧ-диапазон отвечает 165-миллиметровый динамик с мембраной из алюминия, работающий только до частоты 240 Гц. Для воспроизведения середины и верхов ELAC оснащает UBR62 коаксиальным модулем, состоящим из 100-миллиметрового СЧ-излучателя с алюминиевым диффузором и расположенного в центре дюймового твитера с тканевым куполом, который создает ВЧ от 1800 Гц и выше, а с расстояния в несколько метров может сойти за защищающий от пыли колпачок. То есть ELAC Uni-Fi Reference UBR62 – это маленькие трехполосные колонки!
ELAC Uni-Fi Reference UBR62 оснащены коаксиальным динамиком и потому являются настоящими трехполосными колонками
Расходы оправдывают себя при учете цены АС. Рольф Янке, руководитель отдела развития компании ELAC, объясняет почему: «Благодаря коаксиальному модулю гораздо проще достичь заявленной цели – создания точечного источника звука, а также обеспечения ровной амплитудно-частотной характеристики в прямом и рассеянном звуковом поле. Конечно, потребовалось больше усилий для разработки кроссовера, обеспечивающего требуемые фазовые характеристики в областях раздела полос. Но эти затраты вознаграждаются слаженным, «солидным» звучанием. Вуфер целенаправленно отключается на довольно низкой частоте, и таким образом, в одном корпусе была реализована система сабвуфер/сателлит».
Вид сзади на разъемы для подключения, соединенные с блоком кроссовера ELAC Uni-Fi Reference UBR62
Если подойти к разработке с точки зрения бухгалтера, то на лбу от напряжения могут выступить капельки пота. Моей первой мыслью была: если для определенного бюджета нужно использовать три динамика или более сложный коаксиальный модуль вместо двух, и если при этом нужно учитывать дополнительные затраты на кроссовер, то не лучше ли пойти по (предположительно) более простому двухполосному «пути» и потратить немного больше денег на сами излучатели? Решающим фактором является конечный результат. А теперь приступим к прослушиванию.
На мой взгляд, компания ELAC получила в моем лице удобного для своего дальнейшего развития партнера. В качестве источников в моей системе выступили CD-проигрыватель C.E.C. CD5 и стример HiFi-Academy stream6-mini, предварительное усиление реализовано на Tsakiridis Alexander, а оконечное – на моноблоках Valvet A4MK2. Давайте сначала проверим тональный баланс.
Начнем с классического вопроса: НЧ и суббасы, затрагивающие глубины души, не могут исходить из компактного 15-литрового корпуса. Это невозможно с физической точки зрения. Однако и не всякому это нужно. Если музыка будет проигрываться в небольшом помещении, за такое «проникновение» часто приходится расплачиваться риском возникновения бубнения и прочих акустических сложностей. Я установил ELAC Uni-Fi Reference UBR62 в небольшой комнате (15 кв. м), где я обычно слушаю музыку, и там эти колонки дают именно тот объем баса, который необходим, так что ничего не будет упущено. Когда в своей композиции Fitzpleasure (альбом An Awesome Wave с Amazon) дуэт Alt-J после первого куплета переходит к инструментальному бриджу, вас уже «сдувает» басами и барабанным боем, но звучание не становится гулким, что хорошо. Суббасы, как, например, субоктавная игра бас-гитары в песне Cedars of Lebanon группы U2 (альбом No Line On The Horizon), лишь намекают на это.
Настоящего шпона не стоит ожидать в такой ценовой категории, но отделка «под дерево» у ELAC Uni-Fi Reference UBR62, тем не менее, заслуживает уважения.
Тем более приятно, что переход к средне- и высокочастотному диапазонам происходит плавно, что почти сенсационно при таком ценнике. К тому же, СЧ и ВЧ отличаются детальностью и тональной сбалансированностью, каких обычно нельзя ожидать при цене за пару менее 100 тысяч рублей. В этом плане разработчикам ELAC удалось достичь удивительного равновесия. Например, B&W 606 S2 звучат немного более аналитично, в основном за счет того, что на проработку ВЧ сделан акцент выше среднего для соответствующего ценового диапазона, в то время как Fyne Audio F1-5 (конечно, существенно более дорогие, но имеющие аналогичный объем корпуса и также оснащенные коаксиальным динамиком) играют ощутимо мягче и даже создают эффект «благозвучия» как суммы имеющихся недостатков.
Любой, кто сейчас думает, что «сбалансированные» – это эвфемизм для обозначения скуки или аудиофильского компромисса, ошибается: звучание колонок ELAC Uni-Fi Reference UBR62 очень зрелое, солидное, прозрачное, ясное, чистое. С учетом их цены можно сказать, что СЧ-динамик обладает поразительной глубиной детализации, твитер наделен четкостью, и хотя его излучение затухает на самых высоких частотах немного раньше, чем у упомянутых выше B&W, при этом ничего не теряется. Например, инструментальная баллада Tenderly Денниса Марчеллино и Марка Стефани (альбом Tenderly), где играют только саксофон и электрогитара, подается исключительно приятно.
ELAC Uni-Fi Reference UBR62 с входящей в комплект поставки защитной решеткой серого цвета
Именно саксофон представляет собой тяжелое испытание для Hi-Fi-системы (и для инженера звукозаписи тоже). Во время исполнения его часто перемещают вперед-назад, создается много призвуков (дыхание, движение воздуха, дребезг клапанов) – что порой придает звуку неестественность или гнусавость. Фоновый шум может подчеркиваться, что нередко случается, особенно с колонками, имеющими акцент на ВЧ. Ничего подобного с UBR62 не происходит, они просто играют аутентично и качественно. То же самое относится и к подаче голосов других акустических инструментов и вокала.
Забавно иногда складывается жизнь. Что касается динамики, то в принципе я мог бы написать здесь практически то же самое, что и недавно о Nano (коллекция Иоахима Герхарда). Как я уже упоминал, ELAC не отличаются глубиной НЧ. В этой ценовой и размерной категории найдутся колонки, которые мгновенно раскрывают свой потенциал и/или выплескивают больше энергии в комнату, например, Nubert nuBoxx B-40, а также маленькие, но куда более дорогие ProAc Response DB1. Однако начиная с нижней середины и далее, ELAC Uni-Fi Reference UBR62 хороши и в плане динамики, и в отношении проворности, а также ритмичности – вплоть до самых верхов. С ними доставляет удовольствие прослушивание импульсивных инструментов или корпусных резонаторов, таких как синтетический хай-хэт в треке This Room группы Notwist или детальный, агрессивный и сверхточный том-том в песне Fitzpleasure дуэта Alt-J. Здесь маленькие колонки из Киля действительно никому не проигрывают: это стоящее приобретение – и не только из-за ценника.
В целом, особенно за счет несколько более мягкого в плане динамики баса звук не кажется «дерганым» или раздражающим. Тем не менее, колонки ELAC Uni-Fi Reference UBR62 звучат не сдержанно или непринужденно – они (вынужден повторить это еще раз) играют «взросло» в смысле зрело, а не будто это пожилой джентльмен, которому скоро понадобится заказать подъемник.
Занавес поднимается. Теперь переходим к свойству, которое мне больше всего нравится у ELAC Uni-Fi Reference UBR62, потому что оно в любом случае является моим любимым: формирование звуковой сцены. Те, кто часто читает мои обзоры на fairaudio, знают, что я слушаю музыку, чтобы слегка погрузиться в другой мир. В свободное время я бы всегда отдавал предпочтение компонентам, которые смогут перенести меня в другую реальность, а не устройству, которое играет чересчур аналитично. (Конечно, совсем другое дело, если я занимаюсь мастерингом в студии, потому что мне нужно слышать все шероховатости звука в мельчайших подробностях).
Вид ELAC Uni-Fi Reference UBR62 сбоку – но при желании они могут и полностью раствориться в воздухе...
И в чем ELAC UBR62 действительно совершенно великолепны, так это в создании широкой и незаурядно глубокой сцены, в которой колонки полностью «растворяются в воздухе». Поставьте музыку, наделенную этими свойствами: например, How to Disappear Completely группы Radiohead (альбом Kid A) или Love over Gold от Dire Straits (одноименный альбом) и введите в комнату незнакомца с завязанными глазами. Он не сумеет точно определить местоположение АС ELAC. Можно и даже нужно погружаться в музыку, и тогда эффект масштабной сцены будет более выраженным, чем локализация источников звука до последнего миллиметра. При правильной установке маленькие колонки ELAC позволяют получить вид на происходящее с перспективой, почти как если бы задняя стена помещения стала проницаемой, виртуальной. Хотя и с небольшим «но»: сцена начинается на линии расположения АС или даже сразу за ней. Таким образом, звучание ELAC Uni-Fi Reference UBR62, определенно, направлено не вперед, а скорее назад. Те, кому нравится оказываться «на передовой», возможно, не получат здесь желаемого. Всем остальным следует вглядываться «вглубь», вернее, вслушиваться.
Конечно, всегда есть, куда стремиться, особенно если вы вложите больше денег. Я знаю колонки, которые еще больше «бросаются в глаза» или обеспечивают более содержательное звучание и/или тонкую детальность, особенно на краях слышимого частотного диапазона. Так обстоит дело, например, с моими ProAc D20R, обладающими текстурным, быстрым и бездонным «сочным» басом, а также выявляющими больше деталей на ВЧ, однако без навязчивости. Inklang Ayers Two также демонстрируют гораздо более качественную подачу басов. Однако по проработке середины ELAC Uni-Fi Reference UBR62 занимает лидирующую позицию. Что касается акустического пространства, то у Inklang Ayers Two оно более приближено к слушателю, а также имеет немного более четкую структурность, в то время как ELAC отличаются тенденцией создавать его немного позади и не совсем четко в плане расположения музыкальных образов.
В пределах того же ценового диапазона Heco Celan Revolution – это почти альтернатива ELAC UBR62, поскольку у них более высокая детальность, но также и более акцентированные ВЧ, что способствует повышению энергичности, а также «прямолинейности». И это может оказаться кому-то привлекательным, но в то же время их звучание лишено зрелости, сбалансированности и умиротворенности, присущих ELAC Uni-Fi Reference UBR62. С другой стороны, вышеупомянутые Nubert nuBoxx B-40 обеспечивают более мощные, а также более текстурные басы, но создают более ограниченную и не такую цельную сцену.
Чем дольше я слушаю ELAC Uni-Fi Reference UBR62, тем больше восхищаюсь искусством разработчиков, поскольку относительно легко придать АС определенный характер – например, более или менее мягко подчеркнув определенный частотный поддиапазон или усилив некоторое выигрышное свойство. UBR62 – это совсем другая история: почти ни по одному пункту они не выделяются чем-то особенным. Они звучат тонально нейтрально, но ни в коем случае не кажутся безликими. Их динамика настолько хороша, что они доставляют мне удовольствие от прослушивания и вызывают ощущение вовлеченности, в то же время не напрягая и не утомляя. Они также способны создать объемное пространство благодаря формированию широкой и глубокой сцены, но не перебарщивают с этим. Идеальным местом размещения пары будет не слишком большая комната прослушивания площадью до 20 кв. м, в которой большинство музыкальных композиций должно звучать зрело, аутентично и по-взрослому. Тот факт, что все это возможно за значительно меньшую, чем 100 тысяч рублей, сумму без каких-либо уступок в качестве или без ощущения очевидного компромисса, не может не радовать. Не говоря уже обо всем остальном.
ЙОХЕН РЕЙНЕКЕ | 16 ДЕКАБРЯ 2021