Источник: четырехъядерный iMac 27" с жестким диском на 2 ТБ, 16 ГБ оперативной памяти (AIFF), под управлением OSX 10.8.2 с приложением PureMusic 2.02 в гибридной памяти с предварительно выделенной ОП, Audirvana 1.5.10 в режиме direct/integer, ЦАП Metrum Hex, цифровой преобразователь SOtM dX-USB HD с улучшенным генератором тактовых импульсов и блоком питания mBPS-d2s, AURALiC Vega, Aqua Hifi La Voce S2, Apple iPod Classic 160 с AIFF, Cambridge Audio iD100, Pure i20, Pro-Ject Dock Box S Digital, модифицированный RWA плеер Astell&Kern AK100, ЦАП Nagra HD с внешним блоком питания MPS
Предварительный усилитель: Nagra Jazz, Bent, Audio Tap-X, Esoteric C-03
Усилители мощности и интегрированные усилители: FirstWatt S1 (моноблоки), SIT2, F6; Crayon Audio CFA-1.2, Bakoon AMP-12R, Goldmund/Job 225, Gato DIA-250, Aura Note Premier, AURALiC Merak
Колонки: Albedo Audio Aptica, soundkaos Wave 40, Boenicke Audio W5se, German Physiks HRS-120, Zu Audio Submission
Кабели: бухта Zu Event; USB-кабели с расщепленными жилами KingRex uArt, Zu Event и Light Harmonic LightSpeed; Tombo Trøn с разъемом S/PDIF; Van den Hul с AES/EBU; оптоволоконный AudioQuest Diamond с Toslink, Arkana Research с XLR/RCA и акустические кабели
Сетевые кондиционеры: GigaWatt PF-2 для усилителей, Vibex Granada для всех компонентов
Стойка для аппаратуры: трехъярусная Artesania Exoteryc двойной ширины с дополнительной стеклянной полкой; стойка Rajasthani из твердой древесины для усилителей
Дополнительные аксессуары: Acoustic System Resonator, фильтры-шумоподавители и фазовращатели
Настольная система: цифровые транспорты iPod/AK100, Wyred4Sound minT, Aura Vita, Gallo Strada II + TR-3D
Параметры комнаты: помещение неправильной формы открытой планировки размером 9,5 х 10 метров объединяет гостиную/комнату для прослушивания, кухню и кабинет. К этому пространству добавляется воздушный объем прихожей и длинного коридора, а также лофт второго этажа размером 6 x 9,5 м. Потолок из деревянных панелей отлого поднимается к лофту. Паркетный пол. Множество непараллельных поверхностей (окна с фронтонами, потолок с разными углами наклона, ограждения винтовой лестницы и камина). Фотогалерею см. по этой ссылке.
Супертвитеры. Подобно инфрасабвуферам, они имеют дело с самыми крайними участками диапазона слышимости. Особенности человеческой биологии, реальные частотные характеристики музыкальных инструментов и фильтр brick-wall («кирпичная стена») из Red Book («Красной книги» стандартов CD) говорят, что устройства обоих этих типов не дадут нам услышать ничего значимого. Однако личный опыт свидетельствует о другом. Конечно, такие экзотические твитеры, как алмазные, бериллиевые или ленточные, уже сами по себе являются уникальными представителями класса; к ним вполне можно применить эпитет «супер». Но их работа не была бы полноценной без колонок с более традиционными твитерами, взирающими на слушателя своими мягкими куполами, как Джек Николсон в фильме «Лучше не бывает». В одном из его эпизодов восторженная секретарша спросила героя Николсона, писателя Мелвина Удалла: «Как вам удается так хорошо описывать женщин?», на что последовал знаменитый ответ: «Я представляю себе мужчину и отбрасываю разум и ответственность». Ай!
4PI. Неодимовый движок
Разум и ответственность. В диапазоне свыше 20 кГц нет ничего материального, особенно для стареющих мужчин, которые являются самыми активными покупателями Hi-Fi-аппаратуры. Но ровно так же, как настоящие сабвуферы увеличивают слышимое пространство и масштабность звучания, так и супертвитеры «подкручивают» субъективное ощущение времени и даже способны довести до совершенства артикуляцию басов.
Найти пересечение областей, в которых, как предполагается, должны работать наши дополнительные устройства, и тех, где их максимальный эффект действительно заметен, не так-то просто. Как сказал бы невоспитанный Удалл, нужно «пораскинуть мозгами». Но все же это легко продемонстрировать. Британский специалист по сабвуферам REL, возможно, первым представил публике их возможности на записях девушки с гитарой. Для любого здравомыслящего человека такой материал лишен какой бы то ни было низкочастотной составляющей; тем не менее, сабвуфер REL раз за разом улучшал воспринимаемую атмосферу записи, а также фокусировку и осязаемость вокала.
Что до супертвитеров, то я самолично убедился в их эффективности в процессе обзора двухполосных мониторов EnigmAcoustics Mythology M1. Они были изначально спроектированы для работы совместно со специально предназначенным для модели монопольным электростатическим супертвитером, получившим подходящее название Sopranino. Эти АС оказались наделенными самыми изысканными, артикулированными, невесомо подсвеченными верхами из всех, что мне доводилось слышать до того момента.
Они создавали фантастически объемный звук без малейших признаков яркости, резкости, колкости, металлического призвука или раздражающих оттенков. Sopranino можно было использовать и с другими колонками; я так и поступил – и это в очередной раз доказало, что в такой интеграции есть смысл. Как и можно было ожидать, совместно работая, Sopranino и M1 затмили все иные комбинации.
Недавно приобретенные мной компактные двухполосные напольные колонки Albedo Audio Aptica с керамическими динамиками Accuton оказались исключительно хороши – за тем исключением, что им не удалось полностью воссоздать высокочастотную магию Sopranino. Преследуя собственный корыстный интерес, при выборе очередной темы для обзора я произвел разведку в Интернете по текущему спектру супертвитеров.
Два сабвуфера ELAC с вертикально противостоящими динамиками
В результате был найден наиболее многообещающий в теории кандидат – ленточный 4PI PLUS.2 от ELAC с круговой диаграммой направленности. Колонки с так называемыми твитерами объемного звучания, излучающими назад, мои поистине универсальные башни Physiks HRS-120, а также принадлежавшие мне различные модели Gallos помогли мне узнать, что омниполярные ВЧ-излучатели или хотя бы те, у которых широкая угловая диаграмма направленности, не только обеспечивают более энергичную отдачу, поскольку не формируют узких лучей, но и неизменно способствуют созданию более просторного и воздушного звучания. Если настоящие басы воздействуют на самое нутро слушателя, делая музыку более внушительной и «укорененной», то превосходные верха апеллируют к интеллектуальному восприятию. С их помощью легче «увидеть» артефакты визуализации и качества звуковой сцены Hi-Fi-системы. Конечно, при непосредственном исполнении музыки эти свойства не проявляются – зато они эффективно заполняют пробелы, оставленные в процессе записи. В результате этого процесса мультисенсорное событие редуцируется до его звуковых компонентов. Нам подают пищу для ушей, в то время как глаза остаются голодными.
У меня уже был опыт использования гигантского сабвуфера Submission компании Zu, и мне оказалось по душе его мощное физическое воздействие. Может быть, пришла пора обратиться к противоположной крайности и максимально нацелить систему на сердце и голову? То есть на чувства и на умственную оценку. Почему бы и нет? Ивонн Майнхардт из ELAC благосклонно отнеслась к моему запросу и согласилась выслать пару для обзора.
Что делает модель 4PI PLUS.2 потенциально лучшей из всех? Большая площадь поверхности способствует улучшению отдачи и динамики; еще один плюс – исключительно высокая адаптивность, которую обеспечивают два массивных регулятора. Один из них изменяет чувствительность, позволяя согласовать супертвитер ELAC с основными колонками. Он охватывает диапазон от 84 до 92 дБ с шагом 2 дБ. Нулевая отметка приходится на 88 дБ, от нее можно сделать два шага в каждую сторону. Чувствительность моих колонок составляет 85 дБ у Albedo и 92,5 дБ – у soundkao; оба варианта укладываются в допустимый диапазон. Колонки брендов Lowther, Rethm, Voxativ, характеризующиеся высокой чувствительностью, и разнообразные «рупоры» в него не попали – но, учитывая упомянутый собственный интерес, ни одна из них меня в данном случае не интересовала. Обходной путь для колонок с высокой чувствительностью – управление супертвитером при помощи отдельного усилителя с регулируемым выходом.
Другой регулятор задает частоту среза ВЧ-фильтра ELAC – 10, 12 или 15 кГц. Прежде чем вновь поднять брови в подражание Николсону, особенно при виде двух последних значений, вспомните: ни один аналоговый аудиофильтр не ведет себя, как настоящая кирпичная стена. Даже при самом высоком граничном параметре остается достаточная утечка из-за ограниченной крутизны фильтра, чтобы получить вполне слышимый вклад ниже этой границы.
Конечно, если вы выберете для супертвитера ELAC границу 15 кГц и запустите его в одиночку, то услышите противный свист – или вообще ничего. Либо, в лучшем случае, вы почувствуете очень незначительное давление на внутреннее ухо. Вполне возможно, что никакого эффекта не будет вовсе. Для объяснения того, откуда возникает эта чертова разница после подключения его с колонками, приходится прибегать к сомнительным рассуждениям. Работают ли в данном случае интермодуляционные эффекты, подобно тому, как более широкая полоса пропускания усилителей Spectral или Goldmund повышает чистоту ВЧ? Конечно, частоты в районе 1 МГц не входят в наш диапазон слышимости. Синусоидальный сигнал на 15 кГц (если мы не настолько стары, чтобы утратить возможность его слышать) на подобном усилителе не будет звучать по-другому. Тем не менее, мы чувствительны к сдвигу фазы на ВЧ при воспроизведении сложного музыкального сигнала. Он состоит из основных тонов и множества гармоник, особенно заметных на резких пиках. И именно фазовый сдвиг или ошибки синхронизации эффективно устраняются такими схемами по сравнению, скажем, с ламповым усилителем с трансформаторной связью, сигнал которого уже на уровне 30 кГц оказывается на 3 дБ ниже.
Я считаю, что участие в теоретических дискуссиях на эту тему людей, не обладающих необходимыми техническими познаниями, скорее способствует появлению городских мифов, путаницы и невежества по поводу воспроизведения аудиосигнала, чем достижению каких-либо полезных результатов. С другой стороны, если ограничиться личным опытом, это будет способствовать росту числа свидетельств от других пользователей. Хотя ни у кого из нас нет точного объяснения или даже частично правдоподобного приближения к нему, мы, конечно, тоже можем ввязаться в бой. Например, подтвердить, что для нас такие устройства действительно обладают звуковыми достоинствами, перечислить их конкретные преимущества – и рассчитывать на то, что при достаточном количестве подобных мнений у других любителей может появиться мотивация для экспериментов. С остальным должны разбираться специалисты по психоакустике, инженеры и отоларингологи.
Теперь давайте вернемся к рассматриваемому физическому объекту. Доступный только в черной глянцевой отделке – антрацитово-серая версия под названием Titan Shadow уже снята с производства – этот литой четырехкилограммовый предмет с грибовидным верхом оказывается гораздо более основательным и габаритным, чем кажется на фотографиях. Заглянув на сайт компании, вы убедитесь, что наши немцы из Киля, входящего в северную федеральную землю Шлезвиг-Гольштейн, могут похвастаться огромным опытом работы с экзотическими твитерами.
Они одними из первых воспользовались истечением срока действия патента Оскара Хайля на преобразователь воздушного потока (AMT), чтобы вывести на рынок свою версию. Эта собственная разработка сейчас выпускается уже в пятом поколении и даже используется в затейливом коаксиальном динамике, сочетающем электродинамический среднечастотник с размещенным в его центре ленточным твитером, положение которого в топовой версии можно регулировать.
Две флагманские модели компании оснащены AMT-твитерами, которые у ELAC носят название JET; их венчает встроенный супертвитер 4PI PLUS.2. Это германский вариант того же рецепта, который применяется в Mythology M1: комбинация очень качественного основного твитера с отдельным супертвитером.
Среди других известных производителей последних стоит упомянуть Tannoy и Townshend. Как вы помните, сабвуфер можно подключать к выходу для АС при помощи двойного кабеля, одна половина которого идет к колонкам, а другая – к сабвуферу; точно так же и супертвитеры получают тот же сигнал, что и основные колонки (обычно при помощи перемычки непосредственно с клемм АС, что обеспечивает более короткий путь, но возможен и вариант с удвоением выходов усилителя). Таким образом, с них будет свисать еще один кабель. Это может смотреться не слишком эстетично; но, как сказали бы нам все обладательницы высоких каблуков, за красоту приходится платить. Как потопаешь, так и полопаешь.
Что касается материальной стороны дела, то за комплект придется выложить немалую сумму. Это серьезные деньги за эффект, который может казаться просто небольшим дополнительным штрихом, явно несоразмерным паре миниатюрных мониторов, требующих меньших расходов. На самом деле, принцип «качелей», на котором строится достижение экстремальных частот, практически требует, чтобы основные колонки выдавали басы по полной. В большинстве разумных случаев для решения этой задачи привлекается активный сабвуфер – без попыток совершить этот подвиг при помощи пассивных напольных АС. Надо сказать, что в контексте воспроизведения музыки тема сабвуфера считается табуированной. У большинства махровых аудиофилов эти компоненты ассоциируются с тяжелой поступью динозавров, запуском ракет с подводной лодки и прочими голливудскими излишествами. Супертвитеры же остаются далеко за пределами подростковых увлечений. От них не трепыхаются штанины брюк и не падают картины со стен. Они не раздражают соседей. И вообще, для воспроизведения тинейджерской музыки в сжатом формате MP3 на низкокачественной аппаратуре они подходят очень слабо.
Супертвитеры предназначены для ценителей, которые вынуждены доверять своим ушам, поскольку действительно убедительных научных данных в пользу этих устройств не существует. Возможно, именно поэтому в сравнении с сабвуферами супертвитеры так редко встречаются. Почти невозможно успешно убедить кого-то в их достоинствах, не имея непосредственного опыта. И даже в этом случае многие собеседники будут смотреть на вас с непониманием или начнут сыпать аргументами, доказывающими нелепость вашей позиции. Кстати, еще одним коммерческим воплощением ленточного всенаправленного твитера является редко встречающаяся модель Raal Requiste от Александра Радисавлевича из компании Raal Ribbon. На фото изображена круговая ленточная решетка прототипа.
Завершая вступление, напомню, что компания ELAC существует с 1926 года, тогда она носила название Electroacoustic GmbH. По окончании Второй мировой войны контракт с Siemens на производство радиоприемников вывел ELAC в мир аудиокомпонентов. К 1948 году у нее появился первый проигрыватель винила с механизмом автоматической смены пластинок. Производство колонок началось в 1984 году, первая итерация всенаправленного твитера 4PI вышла всего через год. К 1998-му у ELAC появилось собственное производство магнитов. Через два года компания начала изготавливать JET-твитеры с помощью роботов SCARA. В 2003 году была выпущена третья версия JET; в 2005 появился коаксиальный X-JET, а в 2008 году фирма начала поставлять OEM-динамики на автомобильный рынок.
На протяжении всего этого времени плацдармом компании всегда оставался Киль, где я вырос и пошел в школу. Это портовый город на восточном побережье Германии. Он не только является очень востребованным паромным терминалом в Скандинавию, но и местом проведения ежегодной парусной регаты Kieler Woche. Это всемирно известное соревнование в Балтийском море превратилось в одно из крупнейших событий такого рода на планете.
Для обсуждения технических подробностей Ивонн Майнхардт связала меня с Рольфом Янке. Я хотел знать, является ли 4PI PLUS.2 производной от излучателя AMT с круглым корпусом или настоящим ленточным твитером (чертеж предполагал последний вариант); каким образом выполняется регулировка чувствительности – при помощи простых делителей напряжения или многополюсного трансформатора; а также насколько резкой или плавной является крутизна фильтра высоких частот. Очевидно, что добавление параллельной номинальной нагрузки 6 Ом увеличивает требования к усилителю, даже если полоса пропускания твитера не требовательна к току. Тем не менее, ваш усилитель должен быть стабилен при нагрузке 4 Ом, даже если у вас восьмиомные колонки. В зависимости от настройки минимальное сопротивление 4PI PLUS.2 может составлять 3,5 Ом.
Для подключения 4PI компания ELAC не рекомендует использовать кабели сечением более 2 x 1,5 мм² при длине до четырех метров, если только основные колонки не являются низкоимпедансными. Таким образом, для супертвитера можно выбрать кабели 2 x 4 мм². Очевидно, что высокоомных кабелей следует избегать из-за присущего им спада на ВЧ. Мембрана 4PI представляет собой алюминиевую фольгу толщиной 5 мкм с рельефным волновым рисунком, управляемую с заказного трансформатора, обеспечивающего формирование полосы пропускания шириной 53 000 Гц. Поскольку качество и стабильность этого трансформатора критически важны, настройка чувствительности осуществляется резисторами, а не вторичными обмотками. Крутизна фильтра – второго порядка, как акустическая, так и электрическая. По мнению Рольфа Янке, при максимальной длине волны в 1 см фаза играет не такую уж большую роль. Частота ФВЧ регулируется изменением емкости конденсатора. Корпус и волноводы изготовлены из литого алюминия. Янке сразу же подчеркнул жизненную важность применяемых компанией переключателей без потерь, которые должны работать с очень низкими значениями напряжения. В ходе нашей телефонной беседы он со смехом говорил: «Эти переключатели очень дорогие, но они невероятно важны для звучания».
Наконец (как вы, возможно, уже догадались), круговая диаграмма направленности 4PI PLUS.2 подразумевает, что мы, как минимум, можем надеяться на восстановление пространственного высокочастотного излучения для коррекции часто возникающей просадки ВЧ в помещении на частотах выше 7 кГц. Это актуально даже с учетом того, что охват от 3500 до 53 000 Гц не добавит частот за пределами возможностей основного твитера (динамик JET способен выдавать 50 кГц). В этом ELAC идет дальше конкурентов по сегменту супертвитеров, утверждая, что основное преимущество этой модели – вовсе не расширение полосы, а уникальная направленность 4PI. Именно поэтому меня гораздо больше интересовало знакомство с супертвитером ELAC, чем повторное тестирование монопольного планара Sopranino. Твитер Gallo CDTIII со 180-градусной диаграммой направленности творит чудеса с точки зрения формирования музыкальной сцены. Разве не логично, что 360-градусный 4PI PLUS.2 мог бы добавить качественное эхо – или даже больше, чем эхо – к звучанию обычных колонок?
Вовлечение в действие комнаты. Подобно сабвуферам, которые используют собственные резонансы помещений для усиления отклика, 4PI PLUS.2 опирается на возможности комнаты, насыщая ее тщательно спланированными отражениями по всем направлениям. Но в отличие от ситуации с НЧ, он не способен вызвать нежелательные резонансы, которые могли бы отрицательно сказываться на вокальном диапазоне, поскольку длины волн слишком малы. Остается одна проблема – регулировка фильтра ВЧ и выходного уровня относительно основных колонок при помощи прецизионных переключателей. В этом отношении твитер ELAC проще настроить, чем сабвуфер, или интегрировать пассивный «полнодиапазонный» динамик в систему для получения наиболее линейного мощного баса без областей перегрева.
Концептуально Mark & Daniel шли по тому же пути при разработке излучающего вверх для создания объемного звука AMT-твитера, получившего название Omni Harmonizer. Очевидное отличие между двумя конструкциями в том, что в их случае волны должны сначала отразиться от рассеивающей линзы с углом рассеивания 45°. 4PI PLUS.2 обеспечивает необходимую диаграмму направленности при помощи прямого излучения и с гораздо меньшей массой подвижной системы. Технически это более сложное